Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Джазовый день города

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Евгения ШАРОВА

Начало празднования Дня города отметилось фестивалем «Самара Open Jazz», который стал едва ли не самым массовым из всех пятидесяти ранее проведенных в городе подобных музыкальных праздников. Более 2 000 зрителей собрались перед сценой на набережной Волги в установленных креслах, на скамьях амфитеатра и даже просто на зеленой травке склона площади Славы.

Фестиваль стал очень представительным. Новую блестящую программу показал Камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Бориса ФРУМКИНА с участием лучшей на сегодня джазовой певицы России Анны БУТУРЛИНОЙ. С большим интересом приняли зрители выступление обновленного состава квартета Григория ФАЙНА с певицей студии «Движение» Виленой ЗЕМСКОВОЙ.
Прекрасно выступил уже известный в Самаре Филармонический биг-бэнд Республики Татарстан, которым с 2017 года руководит наш бывший земляк Сергей ВАСИЛЬЕВ.
Выступившая в Самаре с казанским оркестром Мариам МЕРАБОВА, сегодня одна из лучших джазовых певиц России, обладает низким, очень красивым и выразительным меццо-сопрано и великолепно владеет всеми особенностями джазового исполнения. Хотя она великолепна в разных вокальных жанрах и потому успешно выступала на различных всероссийских конкурсах, а в третьем сезоне ТВ-шоу «Голос» в 2014-м со своей версией soul-хита Georgia On My Mind Мариам была главной конкуренткой нашей бывшей землячки Ольги Олейниковой.

Мариам Мерабова
[Spoiler (click to open)]
В музыку Мариам ввели родители в 5-летнем возрасте в родном Ереване. В 1980-м после переезда семьи в Москву Мариам поступила в Гнесинскую музыкальную школу в класс фортепиано, а затем в Гнесинском же училище училась вокалу на эстрадно-джазовом отделении.
Джазом она увлеклась рано, но войти в специфическую среду джазменов было сложно, и Мариам вечерами стала работать гардеробщицей в самом известном в Москве джазовом клубе «Синяя птица», где познавала джаз. Училище девушка окончила с красным дипломом и уже во время учебы работала в бэк-вокале с известными российскими певцами.
В 1998-м она стала солисткой ансамбля своего будущего мужа, только что, увы, ушедшего из жизни прекрасного пианиста Армена, в его джазовом проекте «Мирайф». В 2000-м ансамбль на лейбле Bogema Music записал с Мариам звуковой альбом The Bridge.
Талант, природные голосовые данные и владение джазовой спецификой Мерабовой привлекли внимание ведущих мастеров джаза, и Мариам довелось и в России, и за ее пределами работать с Борисом Кургановым, Сергеем Манукяном, Олегом Киреевым, Давидом Голощекиным, Игорем Бутманом.
Впервые мне удалось услышать замечательную вокалистку на подаренной Григорием Файном записи, где Мариам пела в абонементе самарского пианиста в столичном Доме музыки. Тогда я был просто поражен услышанной великолепной версией легендарного Basin Street Blues.
В 2004-м Мариам записалась с «Мирайф» на диске Intelligent Music, где кроме джазовых стандартов Гершвина, Роджерса и Жобима прозвучали и две композиции Армена Мерабова, а для третьего диска Мариам уже приготовила и собственные мелодии.
На концерте в Самаре свое выступление певица начала именно с них, причем джаз звучал совершенно непривычно для слушателей – на русском языке. Случай в практике вокалистов довольно редкий, поскольку ритмика, словосочетания, да и вся природа русского по сравнению с родным английским в джаз вписывается очень сложно. Мариам призналась, что преодолеть это при сочинении и музыки, и текста своих композиций ей было весьма проблематично.
К уникальным вокальным данным певицы в самарском выступлении прибавились удивительная легкость и нежность, которые в сочетании с мелодической яркостью и уверенностью превратили ее пение в необыкновенный заряд положительных эмоций. Мариам великолепно исполняет шедевры армянской, российской и зарубежной эстрады, хотя самарские меломаны еще раз убедились, что ее от природы черному голосу все-таки ближе традиционный джаз, блюз и соул. Певица не просто исполняет джаз – джаз живет в ней.
***
Другим дебютантом самарского фестиваля стало московское инструментальное трио ЛРК, названное так по первым буквам фамилий музыкантов-участников. Ансамбль появился в 2014-м после встречи московского пианиста Евгения ЛЕБЕДЕВА, екатеринбургского барабанщика Игната КРАВЦОВА и нашего земляка басиста Антона РЕВНЮКА. Все музыканты – из поколения next. До встречи, ставшей толчком для творческого объединения, каждый из них был весьма известен и востребован в джазе как сайдмен во многих российских и зарубежных коллективах, да и со своими собственными составами тоже. Все трое участвовали в проектах как композиторы, аранжировщики и исполнители на сцене, а также в кино и театре. Имея достаточный опыт и солидный музыкальный багаж, в трио они начали заниматься творческими экспериментами и поисками в разных направлениях музыки.

Антон Ревнюк

В январе 2015-го на лейбле Игоря Бутмана трио выпустило дебютный альбом Open Strings, в котором участвовал струнный квартет. В нем уже проявились многоликость и полистилистика ансамбля со звучанием интонаций русской традиции, а также элементов французской музыки импрессионизма и даже элементов фри-джаза. По словам самих музыкантов, они не пытались следовать канонам какого-то одного стиля, а играли то, что было на душе, что диктовалось настроением. Диск имел большой успех и вошел в ежемесячный список, престижный хит-парад Europe Jazz Media Chart. По мнению европейских джазовых журналистов, Open Strings стала одной из самых интересных джазовых записей года. Это всего лишь один случайно выбранный пример уже совместных творческих поисков музыкантов, но каждый из них пришел к этому самостоятельно.
Евгений Лебедев в музыку вошел в 7 лет, а обучаясь в Московском областном колледже искусств, уже в 15 лет начал собирать лауреатские дипломы всевозможных конкурсов, смотров и фестивалей. Затем был класс джазового фортепиано Игоря Бриля в Гнесинской Академии музыки и уже одновременное участие в различных ансамблях, включая биг-бэнд Анатолия Кролла и квартет Алексея Кузнецова.
В 2005-м Евгений собрал собственное трио с более опытными музыкантами и стал активно приглашаться в зарубежные выступления. С этим трио Евгений записал свой первый альбом Fall, как пианист продолжая удивлять публику и жюри солидных международных фестивалей в США, Англии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции и многих других странах. В 2006-м по выигранному в Финляндии гранту он поступил на обучение в самый солидный в мире джазовый колледж Беркли в Бостоне. Во время учебы Евгений начал выступать с мировыми звездами джаза, получил известность и после окончания колледжа на несколько лет обосновался в США, где и продолжил свой творческий путь. С составом своего американского World Trio Лебедев стал много гастролировать и покорил многие мировые джазовые сцены. А музыка трио – по звучанию вроде бы привычные джазовые стандарты – включала заметные элементы этнических интонаций мира.
Валерий Гроховский, известный пианист и завкафедрой инструментального джазового исполнительства Гнесинской Академии музыки, как-то в беседе со мной сказал, что для совместных выступлений и звукозаписей из контрабасистов он предпочитает Антона Ревнюка, которого считает в России лучшим.
Антон – самый опытный и по возрасту самый старший музыкант LRK TRIO. Его детство прошло в Тольятти, где он начал заниматься музыкой, играть в местных ансамблях. На большой сцене Антон дебютировал в 1991-м с братом – пианистом Геннадием Стрельником на джазовом фестивале в Самаре и какое-то время продолжил здесь играть. Для завершения обучения отправился в Москву, где в классе Анатолия Соболева окончил Гнесинское музучилище и сразу же вошел в круг известных столичных джазменов.
Очень удачным оказался его творческий альянс с талантливым барабанщиком Дмитрием Севастьяновым, с которым он выступал в ансамблях Игоря Бутмана и Анатолия Герасимова. Антон играл также с Сергеем Манукяном, Германом Лукьяновым, Игорем Брилем, Яковом Окунем, выезжал на престижные фестивали в США, Швейцарию, Канаду, Испанию. Одновременно выступал и записывался со многими зарубежными мастерами джаза. В 2001-м Ревнюк записал диск с собственным квартетом. Антон Ревнюк – превосходный аккомпаниатор и великолепный солист, мастерски владеет как контрабасом, так и бас-гитарой.
Третий участник трио, барабанщик Игнат Кравцов, из Екатеринбурга в Москву приехал в 2013-м и также сразу оказался в поле зрения ведущих мастеров столичного джаза. До LRK TRIO он успел с другими ансамблями стать участником международных фестивалей в США и Европе, а также работал с собственным трио. Игнат – барабанщик мастер-класса. Он владеет массой тембральных эффектов, а удивительная фантазия музыканта и композитора порождает бесчисленное количество уникальных творческих идей. Игнат успевает заниматься живописью, и в Москве уже состоялось несколько его персональных выставок.
В Самаре LRK TRIO представило программу, включающую собственные композиции музыкантов. Это была замечательная музыка настроений, что подтверждалось и названиями пьес, в которых упоминались различные времена года: лето, зима, осень. Трудно однозначно обозначить стиль музыки, исполненной ансамблем. В ней собственно джаз звучал на стыке с элементами академической музыки камерного плана, хотя при этом не терял искренних эмоций джазовой выразительности. По составу ансамбль – традиционное трио, но это вовсе не привычный рояль с ритмическим сопровождением. Каждый из музыкантов – вполне состоявшийся композитор, и все исполненные пьесы убедительно это доказали. Музыка рождалась на стыке идей, являлась результатом их творческого наложения.
Музыка LRK TRIO отлична от яркого свинга и динамического напора, звучавших в программах выступивших в этот же вечер биг-бэндов. В ней не было напряженной ритмической экспрессивности. Вместо нее появились эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшее значение композиции, а сближение с академической музыкой придало прозвучавшим композициям своеобразную красоту и изысканность.
Выход на сцену трио очень разнообразил всю фестивальную программу и подтвердил тот факт, что джаз – это богатейший жанр, включающий сегодня в себя около двадцати разных стилей и направлений. Наверное, поэтому количество истинных любителей существующей уже сто лет замечательной музыки во всем мире постоянно растет.


Борис Фрумкин

Григорий Файн

* Член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 19 сентября 2019 года, № 17 (167)
Tags: Джаз, Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Магическое пространство звуков

    Ольга КРИШТАЛЮК * Текст иллюстрирован «Композицией VIII » Василия Кандинского «Жизнь числа во времени» –…

  • Русский квадрат

    72 года назад родилась Наталья Анатольевна Эскина. Светлая ей память. Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Зачем он…

  • «Над тобой только цветы…»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment