Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Сумевшая воплотить мечту

Галина ТОРУНОВА *
Фото из архива Самарского отделения СТД РФ

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

Судьба Софьи Борисовны РУБИНОЙ – очень яркое подтверждение того, что человек сам делает свою судьбу. Именно такую, какую он для себя хочет. Ты выбрал свой путь, ты готов идти по нему, добиваться, чтобы твоя мечта стала действительностью, не останавливаясь на полпути, не боясь ничего, тогда – да, ты действительно хозяин своей жизни!

[Spoiler (click to open)]
Не сердись на меня, читатель, за излишнюю, может быть, патетичность моих слов. Но я, встречаясь с Софьей Борисовной, каждый раз на самом деле поражаюсь, как эта невысокая, хрупкая и негромкая женщина сумела не только сделать театр – совершенно новый для Самары, но и удерживать его на плаву двадцать пять лет.
Девушка, мечтающая о театре, тридцать с лишним лет назад (впрочем, как и всегда) – совсем не редкость. Очевидно, что в мечтах эта среднестатистическая девушка видит себя известной, а может, даже великой актрисой. Но в прошлом веке, даже в его последней четверти, режиссерская профессия в женском исполнении была редкостью. Могли вспомнить Галину Волчек, Веру Ефремову, Эпп Кайду, об остальных женщинах-режиссерах никто не знал. Не женское это дело – спектакли строить. Хотя шпалы укладывать, самолеты водить, трактором командовать женщинам не только позволялось, но даже приветствовалось.
Софья Рубина мечтала о театре, но свое место в нем она видела не в качестве актрисы, воплощающей чьи-то замыслы, пусть и получающей за это аплодисменты, а иногда и цветы. Но в качестве творца этих самых замыслов. Она мечтала о режиссуре, а сделала больше: создала театр, который в полной мере можно назвать авторским.
Путь Софьи Рубиной к воплощению ее мечты был непрост и непрям. Она не поехала поступать в столичные театральные вузы. Девочка из интеллигентной семьи отучилась положенные пять лет на филологическом факультете Самарского государственного университета, еще не ставшего придатком аэрокоса, защитила диссертацию. Став кандидатом филологических наук, Соня пришла в академический театр драмы имени Горького сотрудником литературной части. Попросту говоря, редактором, даже не помощником главного режиссера по литературной части.
Как она уговорила Петра Великого (Петра Львовича Монастырского) дать ей попробовать себя в постановке спектакля – не знаю. Но уже в 1990 году она сделала свой первый спектакль, сказку Т. Габбе «Солдат и змея». Пусть сказка, пусть спектакль для новогодних каникул, но в академическом театре. И всё! Она оказалась заражена театром окончательно. Как говорится, «коготок увяз – всей птичке пропасть».
Но Софья не пропала. Наоборот. Возникла мечта; можно сказать, ею овладела идея фикс. Она захотела создать свой театр. Благо разворачивающаяся перестройка и «лихие девяностые» иногда позволяли некоторым мечтателям добиваться осуществления самых несбыточных желаний. Только для этого нужно было работать, не терять надежд, преодолевать, казалось бы, непреодолимые барьеры: например, чиновничьи заслоны или отсутствие у зрителей желания смотреть что-либо, кроме спектаклей академдрамы или откровенного чёса.
Работать, собирать труппу по крупицам, находить площадки для показа спектаклей, репетиционные помещения, спонсорские деньги на постановочные расходы и оплату работников, приглашать художников, балетмейстеров, музыкантов. Искать, где изготовить декорации, сшить костюмы, записать музыку и так далее, и тому подобное. Ни ты, читатель, ни я, обозреватель, думаю, даже в малейшей степени не представляем, чем должен заниматься человек, задумавший создать свой театр. Ключевое слово здесь – свой.
Уже в 1993-м она выпустила спектакль «Чудаки на подмостках» по произведениям Чехова и Аверченко в театре, которому дала имя «Камерная сцена». Первым домом стал Клуб имени 1905 года, Пушкинский дом, который исторически, еще при постройке (до революции), предназначался для показа спектаклей демократическому зрителю.
Медленно, но неукоснительно театр искал свое лицо необщего выражения. Думаю, что Софье Борисовне помогло общение с двумя замечательными, почти гениальными режиссерами нашего времени. Она стала участником лаборатории режиссеров драматического театра вначале под руководством Леонида Ефимовича Хейфеца, потом – Камы Мироновича Гинкаса.
Ныне у театра есть свой дом в самом центре старой Самары. У него есть свой зритель, который знает все спектакли и следит за новинками. Есть труппа, вполне укомплектованная разновозрастными и разноликими артистами. Есть афиша, включающая более тридцати спектаклей. Есть даже свой фестиваль, всероссийский, единственный в своем роде. И все, кто сталкивается с этим театром, отмечают особенность его репертуарной политики. Афиша состоит из произведений высокой, классной литературы. Многие прозаические и поэтические произведения переведены на сценический язык Софьей Борисовной не только в качестве режиссера, но и в качестве инсценировщика, автора сценическо-литературного текста. Поэтому и фестиваль называется «Русская классика. Страницы прозы».
Только что театр отметил двадцатипятилетний юбилей, а в эти дни его создатель и бессменный руководитель отмечает свой юбилей. При этом и театр, и Софья Рубина выглядят молодо и прекрасно, полны сил и новых мечтаний. Поздравляем и желаем им долгих лет плодотворной жизни и неиссякаемой любви их зрителей.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 19 сентября 2019 года, № 17 (167)
Tags: Культура Самары, Театр, Театры Самары
Subscribe

  • Вы читали, как поют козлы?

    Рубрика : Habent sua fata libelli * Герман ДЬЯКОНОВ ** …Как вдруг глаз споткнулся на странной и в то же время весьма…

  • Святые девяностые

    Вячеслав СМИРНОВ * Фото автора 20 апреля я увидел спектакль «Олимпия» по одноименной пьесе, посвященной Лени Рифеншталь.…

  • Профессия предполагает хулиганство

    Рубрика: История с фотографией В юбилейный сезон Самарского театра юного зрителя «СамАрт» мы продолжаем вспоминать спектакли,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments