Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Визитная карточка русского авангарда»

Дмитрий ДЯТЛОВ *

История отечественной музыки минувшего столетия изобилует пустыми страницами и провалами памяти. Тоталитарная машина советской идеологии перемалывала судьбы композиторов, лишала их голоса, при жизни погружала в небытие. Тот, кто не вписался в прокрустово ложе утопии коммунистического строительства, подлежал обструкции и шельмованию, а результаты творческого труда подвергались запретам. Однако исчезнувшие рукописи все же иногда восстают из пепла забвения. Обретения утраченных произведений бывают случайны, а пути их возвращения к слушателю почти фантастичны.

Имя Гавриила Николаевича ПОПОВА (1904–1972) принадлежит яркой истории русского музыкального авангарда 20–30-х годов прошлого века. Композитор стал знаменит в одночасье. Его Септет, написанный в 1927 году, стал с легкой руки Сергея Прокофьева визитной карточкой русского авангарда.

[Spoiler (click to open)]
В конце 20-х вернувшийся из эмиграции Прокофьев, услышав новаторское по технике, национальное по мелосу, бунтарское по духу сочинение, рекомендовал своим европейским коллегам опус Попова как один из лучших в современной музыке России. Дариус Мийо, посетивший Советскую Россию в то же время, выделил из сочинений современной музыки произведение Гавриила Попова. И в наши дни Септет, или, по-другому, Камерная симфония, Гавриила Попова – самое исполняемое произведение композитора.
А как же другие опусы, коих насчитывается более ста? Среди них – семь симфоний, опера «Александр Невский», хоровая и камерная музыка, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели. Гавриил Попов – автор музыки к кинофильмам, среди которых знаменитый «Чапаев» братьев Васильевых, к театральным постановкам Всеволода Мейерхольда…
Первая симфония, оказавшая, по мнению некоторых музыковедов, заметное влияние на Дмитрия Шостаковича, сочинявшего в ту пору свою Четвертую, была удостоена награды Всесоюзного конкурса композиторов, но сразу же после премьеры она была запрещена к исполнению.
Вот несколько фрагментов статей, по традиции того времени сопровождавших кампанию: «Произведение Попова отражает идеологию враждебных нам классов. Констатируя классово-враждебный характер симфонии, запрещается дальнейшее ее исполнение»; «Автору не удалось подчеркнуть оптимистическую сущность перестройки мировоззрения советской интеллигенции»; «Наша композиторская организация ослабила классовую бдительность, допустив использование трибуны филармонии для пропаганды идеологически чуждого произведения. Из этого факта надо немедленно сделать серьезные политические выводы. В нашей стране имеются все возможности для перестройки отстающих отрядов композиторов».
Симфония Гавриила Попова стала первым в ряду произведений отечественной музыки, подвергшихся обструкции. Затем была опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и многие другие сочинения советских композиторов. Печально известное постановление ЦК ВКПБ 1948 года довершило начатое в 30-е дело по перестройке «отстающего» композитора. Гавриилом Поповым было создано еще немало, но лучшие произведения остались в 20–30-х и причислены историей музыки к русскому авангарду.
После премьерного исполнения Первой симфонии в Большом зале Ленинградской филармонии знаменитым Фрицем Штидри 22 марта 1935 года шедевр отечественной музыки XX века умолк, казалось, навсегда. Партитура симфонии не издавалась, рукопись хранилась в семейном архиве. В конце 80-х Всесоюзный радиокомитет решил создать студийную коллекцию под названием «Советская симфония». Первая симфония Гавриила Попова была разучена и записана Госоркестром под управлением Геннадия Проваторова.
В начале 90-х известные обстоятельства, или, по-другому, финансовые трудности, заставили работников Радиокомитета отправить часть исторической коллекции на Запад. Так уникальная запись Первой симфонии Гавриила Попова была выпущена на компакт-диске фирмой «Olympia, OCD, 576» (Лондон) и стала достоянием музыкальной общественности. До сих пор не изданная рукопись хранится в Российском национальном музее музыки. Каким-то образом ее копии оказываются в других странах, и мы знаем уже несколько исполнений Первой симфонии Гавриила Попова. Среди них и запись, осуществленная Лондонским симфоническим оркестром под управлением Леона Ботштейна.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 августа 2019 года, № 15–16 (165–166)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments