Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Соблазнение плоти (Бразилия, 2018; режиссер Жулио Брессане)

Бразильский режиссер Жулио Брессане дебютировал в конце 60-х и сразу органично вписался в «новую волну» молодого и радикального национального кинематографа, поставив один из главных культовых фильмов той эпохи «Он убил свою семью и отправился в кино» (1969). Работая поначалу на стыке политического и экспериментального кино в формате «бедной» эстетики, Брессане со временем создал собственную киновселенную, которая с годами стала более рафинированной, культурно утонченной и глубоко ориентированной на историю искусства и философии. Фильмы последних 20 лет зачастую представляют собой многогранные поэтические эссе или коллажи, посвященные великим мыслителям («Дни Ницше в Турине», 2001) или самым разнообразным формам производства аффектов художественными образами («Воспитание чувств», 2013).

[Spoiler (click to open)]
В новой работе «Соблазнение плоти» бразильский режиссер продолжает ту же линию, предлагая зрителю визуальный опыт, включающий в себя разнородный материал, объединенный темой чувственности и ее связи с животным и материальным миром.
Тема «животное и человек» невероятно популярна в современной теории и искусстве. За последние годы стало общим местом стирать границу между двумя еще недавно считавшимися различными формами жизни. О человечности животного в целом и бесчеловечности такого животного как человек создана масса текстов. Куда реже встречаются глубокие рефлексии о связи человека с инертным миром материи, в том числе с мертвой животной плотью. Современный человек, ежедневно встречающийся с ней в своем рационе, совершенно игнорирует культурные коды, которые и выстраивают его способы отношений с этим странным миром: на первый взгляд совершенно безжизненным, но необходимым для поддержания человеческой активности.
В «Соблазнении плоти» Брессане предпринимает смелую попытку подойти к этому сюжету во всей его наглядности, работая в диапазоне от сырых архивных документальных фрагментов до постановочных декадентски изощренных образов. В результате фильм отталкивает своей физиологической насыщенностью, но вместе с тем притягивает глаз, так как предлагает сделать видимыми те опыты, которые чаще всего остаются сокрытыми от глаз обывателя.
В 2005 году чешский кинематографист Ян Шванкмайер в фильме «Безумие» предложил зрителю визуальные коллажи с ожившими кусками мяса, которые сползали с магазинных полок и пускались в причудливые маршруты. Брессане подхватывает этот мотив, доводя его до пароксизма. В его фильме куски мяса одновременно агрессивны и соблазнительны, вульгарны и утонченны. Они составляют часть натюрморта, в котором найдется место и женскому телу, и классическим трудам об искусстве. Брессане интересует загадочный маршрут, который проделывает человеческое сознание, старательно затирая следы памяти о разных типах опыта из человеческой истории. В этом смысле «Соблазнение плоти» представляет собой уникальный образец современного кино, работающего на территории культурного бессознательного.

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 августа 2019 года, № 15–16 (165–166)
Tags: Газета Культура, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments