Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Обрезанный «Треугольник»

Сегодня у градозащитника и журналиста Армена Арутюнова – «круглый день». А как поздравить человека пишущего как не публикацией его удачных текстов!

Армен АРУТЮНОВ
Фото автора

Этим летом на торце дома по улице Некрасовской, 46, появилось очередное граффити. В этот раз уличные художники не ограничились свободным местом на стене и закрасили значительную часть сохранившейся на стене дореволюционной рекламы. Проблема граффити и бомбинга в Самаре обсуждается не первый год, но не менее актуальным становится вопрос сохранения чудом дошедших до нас артефактов прошлого.

[Spoiler (click to open)]
Вызов администрации

Торец краснокирпичного дома на Некрасовской хорошо виден с разных ракурсов. Неудивительно, что на нем сто с лишним лет назад разместили рекламу, и тем более понятно, почему он пользуется такой популярностью среди граффитчиков. Судя по всему, на крышу соседнего одноэтажного дома им совсем несложно забраться, так что отмечаются они в этом месте не первый раз. На доме были и объемные инсталляции уличного художника, который называет себя Клаусом, и граффити под старой рекламой, которое муниципальные службы через некоторое время замазали белой краской (что тоже прекрасно, конечно). Теперь граффитчики заняли еще большую площадь стены, частично закрыв остатки дореволюционной рекламы.
Кстати, дом номер 46 смотрит торцом на здание администрации Самарского района, так что граффитчики таким образом не только самовыражаются, но, возможно, и бросают вызов городским властям. Те, впрочем, то ли не могут, то ли не хотят этот вызов принимать, а может, и одно, и другое. По крайней мере, никто не спешит выявлять и наказывать ребят, да и устранять результаты их творчества тоже.

Артефакты прошлого

Историческая среда любого старого города – это не только градостроительные особенности, рельеф, памятники архитектуры и так далее, но еще и очень важные артефакты, сохранившиеся от разных исторических эпох. Такие детали разбросаны по всей Самаре. Например, крышки от колодцев Самарской правительственной телефонной сети 1915 года, указатель улицы Обороны (сейчас – Алексея Толстого), дореволюционные рольставни торгового дома «Доброславъ Стелинскiй и Ко» на улице Некрасовской, старые почтовые ящики и фурнитура, решетки подвалов со световыми призмами «Люксфер» (были обнаружены во время ремонта асфальта у дома Сурошникова на улице Фрунзе, 87, но после завершения работ на место не вернулись) и так далее. С каждым годом их становится все меньше.
Старые вывески и рекламные объявления начала ХХ века тоже можно посчитать по пальцам. Самая известная – реклама самарского отделения Товарищества русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства под фирмой «Проводник» на торце дома по улице Ленинградской, 45. В этом здании, доходном доме подрядчика Нуйчева, до революции и располагался филиал «Проводника». На Некрасовской, 46, находится реклама другой компании – Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры под фирмой «Треугольник».
Оба товарищества занимались производством всевозможной резиновой продукции (галоши, игрушки, губки и др.), но главным их товаром были автомобильные шины. Два отечественных завода были мировыми лидерами по производству этой автодетали, уступая по объему выпускаемой продукции лишь французской Michelin. Учитывая роль Самарской области в истории отечественного автомобилестроения (ВАЗ в Тольятти), символично, что среди немногих уцелевших дореволюционных реклам сохранились и эти две.
Проблема старых вывесок и реклам Самары, равно как и других перечисленных выше артефактов, в том, что за ними никто, кроме краеведов и любителей старого города, не следит. Нет ни реестра, ни охранного статуса, ни программы сохранения и реставрации. Надо сказать, что проблема эта общероссийского масштаба, хотя в Москве дело обстоит несколько иначе.
С начала 2010-х в столице работает частный проект «Вспомнить всё» под руководством Натальи Тарнавской. Участники проекта занимаются поиском сохранившихся вывесок, дореволюционных и раннесоветских, собирают средства на их восстановление и реставрируют по всем правилам.

Работа с граффити

С сохранением осколков исторической ткани все более-менее понятно, но что делать с граффити? В 2012-м самым массовым тегом в центре Самары был «Уби». Через некоторое время парню по имени Никита, который скрывался под этим ником, захотелось выйти из тени. Он принял участие в выставке современного искусства, после чего попал в поле зрения городской администрации. Случай показательный, поскольку найти-то его нашли, но вот к серьезной ответственности привлечь не смогли. Граффитчик отделался скорее испугом, а вдогонку получил премию от портала «Большая деревня».
На вопрос, что такое современное граффити – искусство или вандализм? – однозначного ответа я дать не смогу. Формально, всё, что рисуется в публичном пространстве без разрешения, если не вандализм, то как минимум незаконно. С другой стороны, незаконный рисунок на стене или заборе с художественной точки зрения может быть и уличным искусством, которое не уродует, а напротив – придает пространству новое звучание.
Очевидно одно: нужно попробовать разработать в городе механизм работы с граффити. Не только поощрять художников, готовых работать на разрешенных поверхностях, но и, например, выработать культуру замазывания незаконных рисунков. Ей богу, иногда тег выглядит лучше, чем то, как его убирают.
Одна из целей большинства художников – чтобы их работы увидели и оценили. Граффитчики – не исключение. В этом смысле городским властям стоило бы изучить опыт нью-йоркских транспортников, которые удачно боролись с засильем рисунков в 1980-х, оперативно удаляя новые художества до того, как их кто-то увидит. Конечно, в эпоху Интернета, когда можно записать видео или сфотографировать на смартфон только что сделанную работу, живая экспозиция не так актуальна. С другой стороны, зачем напрягаться, если граффити перед зданием районной администрации может красоваться несколько недель?
Одним словом, это проблема, которой пора уже когда-нибудь серьезно заняться. И начать ценить и сохранять артефакты прошлого.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 августа 2019 года, № 15–16 (165–166)
Tags: Культура Самары, Культурное наследие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments