Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Кино! Как много в этом звуке…

Кино уже не важнейшее из искусств. Не потому, что мы стали богаче и можем позволить себе наслаждаться «живыми» искусствами. Нет, мы так же бедны. Вернее, мы столь же бедны, не так же: когда вождь знакомил со своим пониманием культурной политики, мы – уцелевшие в гражданской войне граждане страны, лежащей в руинах, – были бедны материально; теперь колбасы вдоволь, с душой и смыслами – напряженка.

И что точнее: кино не важнейшее или кино больше уже не искусство – вопрос дискуссионный. Мы своей духовной пустотой уничтожили самое синтетическое из искусств, снабдили его попкорном, «колой» и вернули его во времена аттракциона, когда «Прибытие поезда» стало эстетическим откровением; или «кинотво́рцы» довели нас до состояния, когда простенькие по меркам 60-х мелодрамы стали сложнейшими художественными текстами?

Не знаю, наверное, это процесс на встречных курсах. Но среди всей той самодеятельности, что наросла на теле кинематографа, остаются те, кто его сердце, дух и плоть. Их жизнь – единственное, что оставляет надежду, что с искусством вообще и киноискусством в частности еще не все потеряно.

У меня нет снобистского отношения к самодеятельности. Она прекрасна, но пока остается в рамках кружков и студий; пока люди, которые ею занимаются, постигают terra incognita эстетического, а не ставят своей целью покорить зрительские сердца. Как только Рубикон преодолен, начинаются оценки по гамбургскому счету. А за ними – обиды и разбитые сердца.

И я не о дипломах, подтверждающих право заниматься той или иной деятельностью, я о том образовании, которое шире корешков учебников и хрестоматий. Людей кино в Тольятти и Безенчуке не меньше, чем в областной столице. В процентном отношении уж точно.

Год российского кино не стал палочкой-выручалочкой, за политическими сражениями забыли о его сути, возможности киноиндустрии – экономические, социальные, культурные – остались непонятыми, на них просто не обратили внимания за войнами, выборами и олимпийскими скандалами.

Но даже если бы не было всех этих кризисов и гонок за суетным, Год вряд ли бы состоялся: кино – искусство интернациональное. Нельзя одержать победу на «гуманитарном фронте», искусственно выделив одну из частей кинематографа. Ни искусство, ни гуманитаристика не терпят сражений – только диалоги. Вот если бы Год хорошего кино, вернее, Год киноискусства как антитеза кино плохому, попкорновому…

Но этого ничего уже не будет, а одиночки, истово преданные искусству кино, всё еще существуют. 27 августа мы праздновали их день. Дай им Б-г крепости духа и долголетия.

Виктор Долонько,

член Союза кинематографистов России

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 24 (102) за 2016 год
Первая из публикаций в последнем номере, посвященных Году кино.
Остальные начну выкладывать с завтрашнего дня

Tags: Год российского кино, Кино, Культурная политика
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments