Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

О театр, ты – мир…

Театральный фестиваль в наше время – это, прежде всего, праздник. Но нередко еще и конкурс. «Волжские театральные сезоны» – фестиваль конкурсный, после каждого спектакля – разбор, по окончании – подведение итогов и вручение наград. Поздравим лауреатов и попытаемся познакомить читателя с нашим взглядом на «Волжские театральные сезоны» 2016 года.

Первое «но» касается собственно программы, предложенной отборочной комиссией. Одно дело, когда вы ходите в театр несколько раз в неделю – тогда вы обречены смотреть практически всё, что предлагают. Но если «поход» в театр для вас – праздник, тогда вы обращаетесь к рекомендациям экспертов и с надеждой доверяетесь их выбору.

Практически на всех фестивальных спектаклях – переполненные залы, «браво» и даже подзабытые ловцы автографов: фестиваль-праздник несомненно удался. Но будем честны: более всего это результат эмоционального голода, тоска по свежим зрительским впечатлениям, вот уже много лет замкнутым на продукцию исключительно местных театров. Театров любимых, но жизнь куда разнообразней. Афиша, к сожалению, оказалась интереснее «начинки».

Второе «но» касается решения жюри – с ним читатель может познакомиться в этом номере нашей газеты – решения, с которым, как известно, не спорят и которое обжалованию не подлежит. И мы не будем его оспаривать. Но без комментария не обойтись, тем более что предложенный состав «лучших критиков страны», похоже, навовсе оккупировал право судить и устраивать разносы на фестивалях, проходящих в Самарской губернии.

Вначале о «мелочах». Замечательный музыкант, главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Александр Анисимов, народный артист, заслуженный деятель, лауреат «Маски» и множества других премий, получил приз «за интерпретацию партитуры балета «Дама пик» А. Чайковского». Мы бы искренне за него порадовались, если б не прибавочка: это был приз за лучшую работу дирижера. В конкурсе, где Александр Михайлович состязался с самим собой (он был дирижером еще и в опере «Медведь»), молодым стажером из театра Сац и двумя магнитофонами (балетные спектакли иногородних театров шли под фонограмму). Ну, не сумели вы организовать полноценный дирижерский конкурс, зачем же этот унизительный для Маэстро тычок?

Теперь о скверностях покрупней. Единственным театром в номинации «драма», не отмеченным даже поощрительным призом, оказался Самарский академический театр драмы, представивший на конкурс «Варваров» – спектакль небесспорный, но, безусловно, заслуживающий внимания и, кстати, недавно показанный на VII Российском театральном фестивале имени М. Горького в Нижнем Новгороде, заслуживший овации публики и похвалы жюри, а Нина Лоленко за исполнение роли Надежды Монаховой – еще и премию имени Н. А. Левкоева.

Жюри, работавшее в Самаре, не обнаружило в спектакле ничего. Не смогло или не захотело?

Удивительно, но оплеухи получили все самарские театры. Только мудрый Сергей Филиппович Соколов сумел убедить начальство, что СамАрт так занят подготовкой к открытию новой сцены, что ничего показать не может – даже «Гамлета», который моложе большого числа конкурсантов. (Если кто в театре решит скинуться ему на спецприз «За мудрость» – мы в доле.)

Каков же итог деятельности жюри? Оно дезавуировало многочисленные утверждения министра культуры Самарской области и председателя Самарского отделения СТД об успехах самарских театров на «театральном фронте», достигнутых в последнее время, или просто заигралось в закулисные интрижки?

Да бог с ними. Пусть разбираются. А мы советуем открыть 6, 7, 8 и 9 страницы нашей газеты: там о главном – о фестивальных спектаклях.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 (97) за 2016 год

Tags: Культурная политика, Театр, Театры Самарской области
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments