Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Павел Маркелов: «Художественный руководитель необходим современному театру»


Новогодне-рождественская пора в отечественных театрах, свободная, как правило, от каких-либо содержательных событий; пора, которая издревле «год бережет», подарила новость, заставившую самарских театралов отрываться от главного дела этой шумной декады – кого от праздничного стола, кого от сценических подмостков, – чтобы проверить, правильно ли они поняли: в СамАрте – новый худрук.
[Читать далее]

Оказалось – правильно. Художественным руководителем театра назначен ПАВЕЛ МАРКЕЛОВ. В театре он с 2001 года, сразу после окончания Высшего театрального училища имени М. Е. Щепкина. Сыграл более двух десятков ролей, большая часть которых – главные, активно участвовал в зарубежных гастролях театра, становился лауреатом областных и общероссийских фестивалей, окончил режиссерский курс Анатолия Праудина.

– Пока мне сложно комментировать свое назначение. Вопросов больше, чем ответов.

– Где-то я уже читал эту отговорку… Но ведь ваше решение не было спонтанным? И министр, и Соколов, и вы долго к этому готовились. Были трехмесячные беседы. Наконец, вам хорошо знаком театр: вы проработали в нем без малого 15 лет. Поэтому несколько коротких вопросов, над которыми вы наверняка думали. Первый – зачем театру худрук? Не абстрактному театру, а СамАрту, не в абстрактное время, а в 2016 году?

– Художественный руководитель необходим современному театру. Любому. Даже вопреки тренду, когда директорские театры преобладают. Нужен человек, который занимался бы стратегиями творческого развития и был свободен от необходимости решать все текущие проблемы. У СамАрта немало побед в XXI веке, и все они связаны как с именем Сергея Филипповича Соколова – директора, которому на базе детского театра за 26 лет удалось создать новый, современный театр, в равной степени интересный всем зрительским возрастам, так и с именем руководителя художественных программ театра – Адольфа Яковлевича Шапиро. Но надо понимать, что его участие дистанционно, а в контексте ожидаемого перехода на новую сцену, осмысления и освоения нового пространства возрастает необходимость в ежедневном внимании к художественным вопросам жизни театра, видении и определении его творческих перспектив. Это требует участия человека, постоянно живущего здесь и работающего в театре.

И я сознательно взял эту огромную ответственность – из чувства долга перед театром.

– Худрук в современном театре, как правило, выходец из режиссерского племени. Есть, конечно, много актеров – Меньшиков, Калягин, Миронов, Табаков; есть даже театральный критик – Новиков из петербургского театра имени Комиссаржевской, но все-таки это режиссерская прерогатива...

В России театр изначально был антрепренерский, или, переводя на современный язык, директорский, но даже тогда театр в эстетическом отношении остался актерским. До начала ХХ века, пока фигура режиссера не подавила все остальные. Появилась необходимость выстраивать отношения между всеми разнородными службами театра.

– «Между», а не «над» – ловлю на слове.

– Между. И никаких конфликтов. В этом мы абсолютно солидарны с Сергеем Филипповичем, который никуда не уходит, а продолжает работать на прежней директорской должности.

– А что будет с институтом главного режиссера?

– Будем искать. Его роль в СамАрте только актуализируется с ростом нашего хозяйства, с пуском новой сценической площадки.

– Видите, совсем не мучаю вас преждевременными уточнениями: где искать, есть ли наметки… Но следующий вопрос требует бо́льшей конкретики. Чего греха таить: качество профессиональных навыков, с которыми молодые актеры приходят в театр, неуклонно ухудшается. Это факт. Как вы собираетесь решать эту проблему?

– Есть три варианта. Первый – уповать на быстрый качественный рост самарских школ, занимающихся подготовкой актеров. Я в него не очень верю. Второй – приглашать выпускников столичных и старейших провинциальных школ. В нынешних экономических условиях – это утопия. И хотя следует использовать оба этих варианта, думаю, что наиболее эффективен третий – приглашение ведущих педагогов в театр и организация – на постоянной основе – школы повышения профессионального мастерства на базе театра.

– Вы – выпускник одной из самых консервативных театральных школ России – Щепкинского училища. Самой консервативной, самой традиционной. И – художественное руководство молодого, динамично развивающегося театра с одной из самых современных сценических площадок в стране. Площадок, подразумевающих ставку на эксперимент. Не чувствуете зазора между школой и новыми задачами?

– Совсем не чувствую. С первых шагов, с первых ролей в СамАрте. Щепкинское училище – старейший театральный вуз в Европе, но он выпускает актеров, готовых к любым режиссерским экспериментам, к любым манерам и стилям. Свидетельство тому – список наших выпускников!

– И последний вопрос: у кого право первой подписи – у вас или у Сергея Филипповича?

– (Растерянность, пауза) Не знаю…

– Вот это лучший финал разговора: вы приняли должность и не поинтересовались вопросом, кто из вас главнее. Так, наверное, победим! Как говорят на театре. Удачи вам. Обоим. И спасибо за интервью.

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год

Фото Елены Винс


Tags: Культура Самары, Культурная политика, СамАрт, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments