Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет первый номер областной газеты «Культура» за 2016 год

Первый номер нового года – несколько увеличенного формата. Теперь мы выходим на 20 полосах против привычных 16-ти. Маленькая, но прибавочка

[Читать далее]

Номер открывается репортажем Екатерины Выровцевой с церемонии награждения лауреатов «Золотого пера» и Областного журналистского конкурса на призы губернатора Самарской области.

На полосе «Культура и Власть» – размышления главного редактора газеты после встречи с самарской делегацией, возвратившейся с IV Санкт-Петербургского международного культурного форума. Полностью интервью редакция планирует опубликовать в первом номере газеты за 2016 год:

Культура дала толчок для мысли и для действий. Она, конечно, не ресурс развития, справедливости ради, она – способ жизни, но такой способ, который мобилизует всех, кто принял эту формулу к действию. И подобные форумы должны быть повсеместно. Самара помнит и «Ассамблеи», и «Из века ХХ – в век ХХI». А потом все замерло.

Не пора ли эту идею вывести из анабиоза? Особенно в настоящее время, когда нужны свежие идеи. Как выяснилось, экономисты и «эффективные менеджеры» не очень ими богаты. И не могут быть богаты, пока не прекратят переставлять цифры из одного столбика в другой, надеясь, что когда-нибудь матрица вдруг даст нужную стратегию. Не даст. Никогда: суть важнее формы. Форма, безусловно, может быть содержательна, но постичь это содержание, пользуясь инструментами финансовой арифметики, невозможно.

На полосе «Культура и Общество» – проблемная статья главного редактора портала «СамКульт. Область культуры» Ильи Сульдина «Фабрике-кухне нужен общественный контроль!»:

Сейчас ситуация вокруг Фабрики-кухни начинает постепенно складываться так, что огромный престижный проект просто рассыплется через какое-то время, как карточный домик. Не в последнюю очередь из-за тотального безразличия. Странно, что в таком большом городе реализация такого масштабного проекта не вызывает интереса. Пока это странно, но скоро станет грустно. Не верится в возможность хоть какого-то объединения культурного сообщества, но сказать о ситуации считаю необходимым: дальнейшая судьба фабрики-кухни под угрозой, и только общественные интерес и контроль могут эту угрозу снять.

В «Культурологических штудиях» – монолог литературоведа, киноведа, поэта и культуролога Валерий Бондаренко «Ностальгия по диалогу»:

Лев Шестов говорил, что человечество должно впасть в такое отчаяние, катастрофа должна быть такой огромной, настолько глобальной для того, чтобы человек захотел неких смысловых первообразов. Шестов Октябрьскую революцию считал еще не настолько глобальной, чтобы захотелось. Так что еще нет причин, но какое-то движение вроде существует. Останутся ли они ручейками или все-таки в прудик какой-нибудь войдут, неизвестно.

На «Музыкальной площади» – статьи кандидата искусствоведения Натальи Эскиной «От Баха к Моцарту шажками форшлагов через пропасть» и члена Гильдии джазовых критиков России Игоря Вощинина «Финальные синкопы года».

Материал Натальи Эскиной и в «Театральном проезде»«Сколько яичек снесет Папагена?» – рецензия на громкую декабрьскую премьеру Академического театра оперы и балета:

Опера соткана из намеков и ассоциаций. То, что было понятно немецкоязычным слушателям Моцарта в восемнадцатом веке, непонятно нам в веке двадцать первом. Вот как преломляется в эгалитаристском сознании Папагено обещание жрецов «Будешь вести себя хорошо – получишь жену. И будет она во всем подобна тебе (Dir Gleich)». Папагено понимает это Dir Gleich в другом смысле. Оно безразлично тянет: «Мне все равно». Вдруг до него доходит: равна мне?! Такая же, как я? Жена-попугайчик? Ну, наконец-то равное ему существо среди всех этих принцев, мавров, порождений Ночи!

Рядом с ним – рецензия тольяттинки Натальи Харитоновой на «Злой спектакль» в театре юного зрителя «Дилижанс» и интервью, которое главный редактор газеты взял у главного балетмейстера Академического театра оперы и балета Кирилла Шморгонера после возвращения коллектива с длительных мексиканских гастролей – «Самарский балет в юбилейном интерьере»

Центральный разворот – «Тема номера: Какой стране мы наследуем?» – интервью, которое Светлана Внукова взяла у библиофила и издателя Александра Болтянского – «Россия, которой мы не знали»:

Самара знает Болтянского как пушкиниста, библиофила, пропагандиста книги и патриота Самары, который дарит родному городу ценнейшие издания. Очередной такой подарок был сделан в октябре: около 300 редких книг и журналов передано Самарской областной универсальной научной библиотеке. Но мало кто знает, что 8 лет назад в самарском издательстве «Раритет», созданном при вашем участии, был запущен проект, аналогов которому, как я понимаю, нет ни в России, ни за ее пределами.

Единое целое с интервью составляет колонка краеведа, главного библиографа областной универсальной научной библиотеки Александра Завального «Особенности национальной истории».

На «Бульваре искусств» – рецензии члена Международной ассоциации искусствоведов Валентины Черновой на выставку «О чем молчат куклы» в галерее «Новое пространство» областной универсальной научной библиотеки и Ильи Сульдина на персоанльную выставку Михаила Шульпина в галерее «Вавилон» – «Приглашение к путешествию».

На «Кинематографической набережной», которая надолго прописалась на страницах газеты (на Год российского кино во всяком случае), главный редактор зафиксировал свои декабрьско-январские впечатления от целой россыпи зимних самарских «кинофестивале» – «Что у вас, ребята, в рюкзаках? Знаю, что не очень вы богаты…»:

Декабрь и начало января совершенно нежданно подарили целую обойму того, что в Самаре принято называть кинофестивалями. К сим титулам не буду придираться и я: никаких offline-встреч с кинематографистами, никаких диспутов, круглых столов и иных проявлений «деловой» компоненты кинофорумов. Кино показали – и на том спасибо. Новое, не очень новое и откровенно архивное – неважно. Главное – качественное.

На полосе «Культура и Слово» – наследница по прямой «Года литературы» – аналитическая статья доктора филологических наук, профессора Сергея Голубкова «От ускользающего чувства реальности к литературе non fiction»:

Сегодняшнего человека можно назвать персоной, смотрящей в экран. Мониторы персональных компьютеров, экраны телевизоров, дисплеи смартфонов и айпадов – маленькие оконца, уводящие взгляд человека в какую-то свою, порой иллюзорную реальность. Точно так же уводят этот взгляд и литературные произведения – часто очень объемистые книги, битком набитые вымышленными персонажами и ситуациями.

Литература искони творила мир иллюзий. Любая типизация или символизация есть непременное сгущение с неизбежной примесью вымысла. Литературный персонаж – всегда авторский конструкт, порождение творческого моделирования, плод выпущенной на волю писательской фантазии. Литература пользовалась и пользуется сложным «строительным материалом», взвешенным на незримых аптечных весах и состоящим из осколков символического капитала культуры, глубинной «правды» жизни, внешнего правдоподобия, авторских домысла и вымысла. Бесчисленные варианты пропорций в этой чудодейственной смеси обеспечивали многообразие художественных решений.

Доктор исторических наук Зоя Кобозева на этот раз дебютирует у нас в качестве эссеистки. Ее статья на полосе «Культура повседневности»«Блогер наступающий»:

Каких-нибудь 13 лет назад я бежала в соседнюю школу на вахту, чтобы позвонить дочери. Мне срочно нужно было позвонить и попросить прощения. А сотового телефона не было… Не было ли их тогда еще вообще? Или не было у меня? И какая она была жизнь, без сотовых? Я уже не помню. Не помню ощущения жизни без мгновенной постоянной связи. Также незаметно, как сотовые, ворвались в нашу жизнь и заполнили ее блогеры. Какая она была жизнь, без блогеров?

На полосе «Самарский взгляд» – новый текст психолога, путешественника, музыканта, заместителя руководителя центра «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России» Института Наследия Вадима Рябикова, вернее начало текста, – «Куда подевались черти?»:

Все-таки человек меняется к лучшему. Как-то естественно было так думать на волне социального оптимизма, который поддерживался в СССР в 60–70-е годы. Пафос научно-технического и социального прогресса, который я с радостью разделял с писателями-фантастами тех лет, позволял мне иногда хотя бы на время закрывать глаза на «совковое» убожество жизни в заводском районе. Выход человека в космос, телевидение, мирный атом и все такое...

Потом оказалось как у Ильфа и Петрова: «вот люди думали, что счастье будет, когда изобретут радио. И вот радио есть, а счастья так и нет». Слишком много мрачного, узколобого, примитивно-рептилоидного, подлого, жестокого, пошлого, тошнотного: города-промзоны, дегуманизация, деиндивидуализация, противопоставление разума и жизни, разрушение природной среды...

В анонсируемом номере – сразу два «Человека культуры». Заслуженная артистка России Любовь Альбицкая – герой «дифирамба» литературоведа и театрального критика Татьяны Журчевой «Воспоминания по случаю юбилея». И новоиспеченный худрук СамАрта Павел Маркелов, которого в рубрике «Смотрите, кто пришел» проинтервьюировал главный редактор газеты.

На полосе «Культура детства» – статья Валентины Черновой к 25-летию Детской картинной галереи – «Для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми»:

С Ниной Васильевной Иевлевой я познакомилась, когда она создала детскую изостудию. На фоне деятельных художников, чьи устремления были направлены на возможности реализации произведения в госучреждениях, эта стройная женщина с взволнованным взглядом глаз производила впечатление человека из числа безнадежных энтузиастов. Она приходила в музей и настаивала включить в план выставки детских рисунков своей образцовой изостудии.

В который раз убеждаюсь в правоте евангельский истины: «Нет пророка в своем отечестве». И еще раз убеждаюсь в том, как неискореним комплекс провинциала, когда кажется, что все хорошее бывает лишь в столицах и ни в коем случае не в Куйбышеве. Но Нина Васильевна, вопреки всему, живя в городе, который со времен войны работал лишь на оборону страны и был закрыт ото всех новаторских влияний и веяний, была переполнена особой вулканической энергией, проводя в стенах музея выставку за выставкой. Собирая вокруг студии круг друзей из родителей и детей, она потихоньку влияла на общественное мнение, на культуру города.

На полосе «Память Культуры» расследование Марии Акимовой о судьбе самарского частного музея «Фото-История» – «Помочь нельзя отказать. Вопросы пунктуации».

Теперь мы «Читаем вместе» с молодым литературоведом Григорием Добрыгиным, «Слушаем вместе» с первым в самарской истории доктором искусствоведения Дмитрием Дятловым и продолжаем «Смотреть вместе» с киноведом и философом Олегом Горяиновым.

В номере – новые и опытные колумнисты: Татьяна Романова («О языке»), Алёна Самсонова («Конкурсы»), Елизавета Зайцева («Диаспоры»)

Много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Самарском университете, Поволжской государственной социально-гуманитарном университете, Академии Наяновой, Самарском музыкальном училище, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments