Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Что год грядущий нам готовит, или Будем ли мы смотреть отечественные фильмы?

Неделька – и «Факультет ненужных вещей» пополнится еще одним символом: за бездарно прожитыми нами годами русского языка, истории, культуры и литературы в свои права вступит Год кино.

[Читать далее]

Вместо того, чтобы озаботиться чистотой языка, мы принялись вводить нормы, которые узаконили бы нашу безграмотность и косноязычие. Вместо обсуждения того, какой же стране, в конце концов, мы наследуем – той, которая до Октябрьского переворота, или той, что после Октябрьской революции, – мы занялись канонизацией мифов и легенд старины, седой и не очень. Вместо того, чтобы приоритетом всего сущего на нашей рукотворной планете признать культуру, мы объявили ее заповедником, доступным лишь для очень узкого элитарного слоя. И, наконец, вместо того, чтобы усвоить: только любовь и привычка читать отличают нас от прочих приматов, мы начали декларировать: время литературы прошло, его проглотила эпоха информации.

И вот – Год кино. До сих пор – самого важного из всех искусств. Для нас самого важного. Как сделать так, чтобы очередная разумная инициатива Президента России не была схрумкана гигантским бюрократическим аппаратом, ни к чему в массе своей не стремящимся, кроме как к контролю над распределением всего?

Что можно успеть за короткие 365 дней, пока в подлунном мире коронована Десятая муза?

***

Во-первых, государство… Да-да, государство – во-первых. Те, кто упрямствует и полагает, что нужно начинать с себя, могут завершить чтение этих заметок: кино – такая штуковина, что начинай не начинай с себя, а без государства индустрии кино даже в первобытном ее виде не построишь.

Итак, во-первых, государство должно вернуться игроком на кинорынок, с которого оно позорно бежало на рубеже 80–90-х. Никакой осмысленной политики в сфере культуры не добиться, если постоянно христарадничать у владельцев киносетей: пустите «наши» фильмы, подвиньте премьеры «своих», установите квоты. Это состязание на проигрыш: ориентированный на получение прибыли бизнес ни грошом не поступится ради.

А «наши» фильмы особых доходов ему не принесут. Прежде всего, фильмов, способных привлечь зрительское внимание, недостаточно. Качественное «авторское» кино еще появляется, а «кинуху», на которую основная масса зрителей и ходит, снимать разучились. Профессионалы утекли в рекламу, патриотику, телевидение – туда, где спрос и где «бюджеты».

А в кино «бюджета» нет, поскольку страна с сотнями тысяч киноточек осталась в легендах, а вместо нее – другая страна, в честной конкурентной борьбе завоеванная пятью мировыми киногигантами, чья «кинуха» на порядок качественнее и зрелищнее такой же «кинухи», но отечественной.

У киногигантов нет задачи – показывать то, что имеет отношение к кино-искусству: получать сверхдоходы можно, ограничиваясь кино-аттракционом. В стране, где система образования отторгла художественное воспитание, это выгодно: не нужно вкладывать средства в появление квалифицированного зрителя.

***

Переломить ситуацию, открыть региональные киноплексы, ориентированные на показ отечественного и «фестивального» кино, может только государство. Если, конечно, у него хватит мудрости и терпения не навешивать на эти киноплексы плановые гири доходов – с первых шагов. Если оно осознает, что для повышения ВВП нужно заводы открывать, а не кинотеатры. Если поймет, что для учреждений, организаций и предприятий, занимающихся производством культурного продукта, социальная задача важнее экономической. Если определит, что цель деятельности своих социальных институтов – способствовать формированию человека, имеющего весь спектр навыков, необходимых для познания окружающего мира, включая эстетические.

Это во-вторых.

***

В-третьих, единственная организованная социальная группа, способная стать локомотивом продвижения киноискусства, – это актив киноклубов.

Динозавров, кто начинал организованно любить кино еще в прошлом тысячелетии, почти не осталось. Кто вымер, кто уехал. На всю Самарскую губернию – один «Ракурс», и тот между жизнью и смертью. А неофитов – сотни. И тыкаются они как слепые котята, хотя при грамотном патернализме от них ничего нет, кроме пользы. Они и база для альтернативного проката, и место, где усомнившийся в пользе попкорна зритель может познакомиться с азами истории и теории кино.

***

С киноклубов может быть начат кинематографический всеобуч, который система образования, например, не самой кинематографически продвинутой Эстонии освоила уже несколько десятилетий назад, а надувающаяся от гордости за свое кинопрошлое Россия никак не решится внедрить. Это в-четвертых: начать внедрение школьных и вузовских программ, призванных научить основам понимания кинематографических текстов.

***

Постараюсь не впасть в банальность и не начать в миллионный раз растолковывать возможности киноплексов: работы при них всевозможных киношкол и университетов кино, выполнения функций базовых площадок для фестивалей, всевозможных «недель» и «декад». Но об одной из задач, которая в настоящее время может быть решена только в подобном киноплексе, скажу: это показ неигрового кино.

Неигровое (документальное) кино должно стать неотделимой составляющей показов произведений киноискусства. Это в-пятых. Вот так громоздко, зато исключена множественность толкований.

Неигровое кино – это тренд. Оно сейчас настолько интересно и разнообразно, что любители киноискусства начинают выстраивать свои личные программы фестивальных просмотров именно с неигрового кино. Оно настолько востребовано, что редкие лузеры из числа владельцев кабельных и цифровых каналов не включают в свои перечни 24DOC. Оно так обнаглело, что начало отбирать главные призы топовых фестивалей у своих игровых собратьев.

И только начальники российских провинций продолжают талдычить, что на смену неигровому кино пришло телевидение. Если вообще задумываются над этой проблемой.

Сравните, насколько это схоже с главным слоганом чиновников в 2015 году: «На смену книге пришел Интернет»!

***

И вот теперь, в-шестых, – почему чиновники так говорят? Потому что в нашей вертикально организованной стране никто не обратил внимания на чудовищный факт: ни одна из властных структур в современной провинции не несет ответственности за состояние киноиндустрии. В федеральном правительстве эта задача возложена на минкульт, а в провинции «органы управления культуры» – вне кино.

И пока им не прикажут, не дадут прямого распоряжения, никто не пошевелится. Нужна указивка «на места», а самое лучшее – губернаторам: определите орган, отвечающий за развитие киноиндустрии.

Иного способа воздействия в настоящий момент не существует. Невозможно объяснить, что неигровое кино, занимающееся в первую очередь исследованием духовной жизни нашего собеседника, – это совсем не телепрограммы, ориентированные на фиксирование «текущего момента». И именно кино – настоящая, вдумчивая летопись эпохи. Время-то доказало.

К середине 80-х практически в каждом российском регионе была студия документальных фильмов. Сейчас от них ни слуху, ни духу. Те, что не разворовали и не разбазарили, закрываются сами: похоже, что федералы не заинтересованы в существовании киношкол и направлений с необщим выраженьем лиц.

Они не заинтересованы, а мы-то сами! Это нужно актерам, которые пускаются в любые авантюры с непрофессиональными съемочными группами, – только чтобы попасть если не на экран, то хоть в закадр. Это нужно зрителям, которые к продукции «малой Родины» относятся с повышенным интересом. Это нужно внукам – чтобы не обмануться и иметь взгляд на эпоху не по политически ангажированным учебникам.

***

Вот такие декабрьские тезисы. Наплевать на них и растереть. Только не дивитесь тогда на дикость нравов, не удивляйтесь отсутствию образцов для подражания и не сетуйте на бегство из родных палестин всякого, кто стремится прожить свою бесценную и единственную жизнь там, где к развитию творческих инициатив относятся бережно.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 21 (88) за 2015 год



Tags: Кино, Культурная политика, Министерство культуры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments