Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет двадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Номер открывается ирепортажем Екатерины Выровцевой о фестивале искусств «С.С.С.Р (Созвездие Союзов Самарского Региона)», имеется в виду союзов творческих.

На полосе «Культура и Власть» – колонка министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, посвященная 85-летию театра «СамАрт».

Здесь же реплика главного редактора газеты по поводу проекта областного бюджета в той части, которая касается развития культуры.

[Читать далее]

Разворот «Самара фестивальная» вновь отдан репортажу музыковеда Инны Касьяновой о третьем губернском фестивале самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».

С ним соседствует статья музыковедов Анны Лазанчиной и Татьяны Поберезкиной об итогах X Всероссийского конкурса молодых музыкантов – исполнителей на народных инструментах имени Д.Г. Шаталова «Созвездие Жигулей».

На «Музыкальной площади» – статья Натальи Эскиной о концерте из камерных сочинений самарских композиторов в концертном зале «Консерватория» и рецензия джазового обозревателя Игоря Вощинина на концерт Сергея Манукяна со товарищи в Самарской филармонии:

В «Театральном проезде» – рецензия Галины Торуновой на спектакль «Корабль дураков» в новокуйбышевском театре-студии «Грань»:

Вы заметили, что мы почти перестали сочинять и рассказывать анекдоты, которые до недавней поры все-таки оставались территорией народной, низовой культуры? Потому что жить все менее и менее смешно. Вот здесь, мне кажется, разгадка несмешных фарсов, поставленных Денисом Бокурадзе.

С ней соседствует рецензия Маргариты Прасковьиной на спектакль «Дядюшкин сон» в драматическом театре «Камерная сцена» (премьера спектакля стала бенефисом заслуженной артистки России Ольги Шебуевой) и эссе Натальи Эскиной «Неразрешенные и неразрешимые загадки «Бориса Годунова»:

Таких загадок… сейчас сосчитаем, сколько. Первая и главная – что в опере творится с любовью? Обычно любовь – главный сюжетный стержень оперной драматургии. Но ни в коем случае не в БГ! Почему? Зачем нужно такое количество второстепенных персонажей? Есть ли в опере главный герой? Почему так демонстративно не соблюден принцип «единства действия, времени и места»? Достигают ли своих целей персонажи?

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой на выставку «Константин Коровин. Русский импрессионизм» в Самарском художественном музее.

Центр притяжения на «Кинематографической набережной» – Михаил Куперберг, чье 60-летие отмечает всё прогрессивное человечество. Ему посвящено эссе Валерия Бондаренко «Миша все время подкладывает нам под дверь записки…»:

В чем уникальность человека? Вот уехал он в другой город – и что-то вместе с ним исчезнет? Уникальность Мишки в том, что если бы он уехал в другой город, «Ракурс» исчез бы. Что в 80-е, что в 90-е, что в нулевые, что сейчас. У него у единственного хватило сил, мужества, заинтересованности в том, чтобы тащить эту телегу 35 лет. И я думаю, никто в себе даже не чувствовал такой мотивации, как у него.

В «Культурологических штудиях» – «неудобные вопросы» Леонида Пахуты «Камо грядеши, Город Будущего?» о тенденциях развития культуры Тольятти. Леонид Станиславович с 60-х крепко связан с историей Тольятти и автозавода. Многие его инициативы на посту комсомольского секретаря, заведующего отделом культуры горисполкома, руководителя управления корпоративной культуры ВАЗа стали легендами:

Сегодня Тольятти переживает трудный этап. Потускнела прежняя слава донора советской державы, когда один только Волжский автозавод давал от 2 до 4 процентов национального дохода страны. Утрачены завидное значение города-новатора и его инвестиционная привлекательность. Туманны перспективы градообразующих предприятий. Нет внятных решений по спасению крупнейшего мегаполиса, вынужденного испрашивать в столицах собственную трудовую копейку.

Рискую попасть в «стратеги, видящие бой со стороны». Но болит сердце. Обидно за мой Город, достойный лучшей участи.

На полосе «Год литературы» – эссе литературоведа Сергея Голубкова «Дневник эпохи катастроф»:

Какие литературные тексты мы обычно читаем? В первую очередь художественные произведения – романы, рассказы, поэмы, стихотворения, пьесы. Но порой в поле нашего внимания попадают и, так сказать, сопутствующие тексты, создаваемые писателями, – их дневники, обширная переписка, записные книжки, рабочие записи. Это неслучайно, ведь творческий пишущий человек созидает вокруг себя огромное вербальное пространство.

И во всем, за что бы он ни брался, он может быть оригинален и ярок. Потому и возникает наш читательский интерес к этим сопутствующим текстам – за ними стоит незаурядная Личность, во всей совокупности своих мнений, оценок, пристрастий, неприятий и т. д. Литературоведы нашли для обозначения таких материалов специфический термин – «несобственно-художественное творчество».

Герои полосы «Человек культуры» Петр Монастырский, вечер памяти которого, приуроченный к его 100-летию прошел в Самарском академическом театре драмы (Ольга Белова – «Нас пригласили для воспоминаний») и актер театра «СамАрт» Василий Чернов (Галина Торунова – «Всего несколько эпизодов из жизни артиста»):

Василий Васильевич Чернов играет много, он востребован, его любят и коллеги, и, главное, зрители. Люди его возраста обычно жалуются на усталость и здоровье, а он при встрече жалуется, что мало ролей дают, хотя почти каждая премьера театра не обходится без него, и даже в лабораторных показах молодых режиссеров он участвует со всяким тщанием и старанием. Но что же делать: артист жаден, такова природа Его Величества Актера.

На полосе «Самарский взгляд» – окончание «парижских впечатлений» Ольги Соколовой «Вечная «Весна поэтов»:

«Я помню времена, когда французская поэзия у вас хорошо издавалась. Сейчас в России ситуация с поэзией примерно такая же, как и во Франции 15 лет назад. Но теперь поэтические фестивали Le Printemps des Poètes проходят на лучших площадках в Париже и регионах, активно издаются поэтические журналы и сборники стихов. За этим стоят конкретные усилия. Люди не читают стихов не потому, что не хотят, а в силу инерции жизни, поэтому возврат поэзии в публичное пространство – вполне рукотворный процесс».

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском музыкальном училище, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments