Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет девятнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Номер открывается итоговой статьей московского балетоведа и балетного критика Романа Володченкова с XV Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест «Танцесимфония»:

Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, несомненно, привлекает внимание участием в нем лучших балерин и танцовщиков нашей страны. На всероссийском же театральном пространстве данный проект выделяется самобытными традициями и особыми многолетними связями с петербургским балетом, олицетворением которого является Алла Яковлевна Шелест. Подобной фигуры нет и не будет в русском балете. Алла Шелест – эталон в творчестве. Она одна на все времена.

[Читать далее]

На полосе «Культура и Власть» – колонка министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, посвященная на этот раз итогам работы экспертной комиссии национальной премии «Золотая Маска» и предварительным результатам отсмотра спектаклей театров Самарской области.

Здесь же дифирамб театроведа Галины Торуновой самарскому городскому Дворцу детского и юношеского творчества, который в эти дни отмечает 80-летие своего создания, и зов о помощи дирекции Тольяттинской филармонии «Спасите рояль!».

На полосе «В Ассоциации творческих союзов» – информации о заседании общественного совета при областном министерстве культуры, о творческом конкурсе школьных самодеятельных изданий и о заседании общественного совета акции «Благородство».

Полоса «Самара фестивальная» вновь отдана репортажу музыковеда Инны Касьяновой о третьем губернском фестивале самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».

На «Музыкальной площади» – «Фортепианный weekend» – статьи о гастролях в Самарской филармонии Мстислава Култышева (автор – Наталья Эскина) и Элисо Вирсаладзе (автор – Ольга Шабанова):

Пожалуй, самым неожиданным и удивительным в музицировании Элисо Вирсаладзе являются паузы. Те самые разрывы в звучании нот, которые нас с детства приучают считать «частью музыки», ничего при этом не объясняя. Неслучайно предпоследняя пьеса «Карнавала» так и называется – «Пауза».

«Искусство исполнения пауз» крайне редко воспринимается как самостоятельная черта творческой индивидуальности музыканта. Оттого ли, что исполнители в основном увлечены интонированием «звучащего» текста, то ли от восприятия пауз как чего-то необходимого, но все-таки не главного, вспомогательного, вроде служебных частей речи. Шумановское желание быть оригинальным и «озвучить» генеральную паузу, судя по тексту, протяженностью 27 тактов, возможно, и определило роль пауз в программе Э. Вирсаладзе.

В «Театральном проезде» – рецензия главного редактора газеты на спектакль «Побег из Шоушенка» в Самарском академическом театре драмы. Здесь же творческий отчет о тольяттинском командировке на фестиваль «Левановка» театрального критика Татьяны Журчевой и впечатления Натальи Эскиной от концерта хора Самарского академического театра оперы и балета:

Что объединяет русский народ? В поисках «духовных скреп» театр обратился к той области, в которой найти эти загадочные «скрепы» легче всего: их ведь все ищут, но никто не подозревает, что это такое и где их надо искать. А ответ лежит на поверхности. Во всяком случае, для музыкантов и для любителей музыки. Душа русского народа – песня. Душа эта хоровая. Само собой разумеется, программу свою театр озаглавил: «Русская песня – душа России».

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой на выставку «Из Крыма с любовью» в Музее Алабина и репортаж Ксении Гущиной и Дарьи Муромовой с «Ночи искусств», прошедшей в музеях Самары и Тольятти.

В «Культурологических штудиях» – эссе доктора исторических наук Зои Кобозевой «Тренды и бренды и «платья из ситца» о бренде Самарской области:

Городское общество творило миф о «чреве»: благоспешно живущем и благоспешно торгующем, благоспешно ругающемся и благоспешно горюющем. Но реформой 1870 года мещанство оказалось «изгнанным» из «чрева». Новая городская дума и основное городское сословие оказались чужими друг другу, они говорили на разных языках, чувствовали по-разному и по-разному представляли себе Город.

Во всеобщей современной эйфории принято хвалить инициативы этой новой думы по благоустройству города. Но все пошло с торгов. За все теперь нужно было платить. А горожане-мещане никак не могли понять: с чего бы это вдруг платить за то, что исконно принадлежало городскому обществу, то есть лицам, включенным в городскую «Обывательскую книгу»?!

На полосе «Год литературы» – эссе литературоведа Сергея Голубкова «В поисках «смеховой тени» – памяти доктора филологических наук Владислава Скобелева, чье 85-летие в эти дни отмечает самарская интеллигенция:

Владиславу Петровичу было в полной мере присуще ироническое миросозерцание. Да и как тут иначе: непростое историческое бытие трагического «века-волкодава» заставляло искренне ценить иронию, дававшую силы противостоять тягостным обстоятельствам, позволявшую освобождаться от досадной мишуры иллюзий. Ученого привлекала в иронии ее демифологизирующая, десакрализующая роль, помогающая ниспровергать дутые авторитеты, подвергать язвительной насмешке мнимые величины.

Герои полосы «Человек культуры» – издатель журнала «Литсреда» Андрей Савкин (Алёна Самсонова – «Среда начинается в субботу») и фотохудожник Николай Никитин, отмечающий свое 70-летие (Нина Шумкова – «Фотография как жизненная философия»).

Сегодня практически каждый из нас может легким движением руки с помощью сотового или цифрового фотоаппарата, остановив мгновенье, поделиться им с друзьями. С одной стороны, это безусловное благо. С другой – мы забыли, что ускользающий миг можно не просто вырвать одним щелчком из потока времени, но и оставить его в истории навсегда… Бесконечное множество снимков, на которых есть всё: от самых банальных сюжетов до моментов, когда, казалось, сорвали завесу таинства с профессии фотографа.

Так думаешь до тех пор, пока однажды взгляд не остановится на ничем не примечательной фотографии. Вроде и сюжет знаком, и ничего особенного… Но хочется разглядывать ее еще и еще, впитывать и напитываться чувством, которое она вызывает. Вот она, жизнь! Вот оно, волшебство!

На полосе «Самарский взгляд» – новый текст Вадима Рябикова «Когнитивные технологии от архаики до наших дней»:

Старейшины племени коги, аруаку и вива пригласили меня на встречу пятнадцати индейских племен в священное место Теюмике, что находится в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии. Эта встреча была давно предсказана индейскими провидцами. Духовные лидеры коренных народов Северной и Южной Америки должны были объединиться во время этой встречи для восстановления поврежденной духовной защиты Земли, которую они называют Икуашендуна.

Индейцы рассаживаются под сенью старых деревьев на огромном каменном лбе. Они разуваются, прежде чем ступить на него. Камень теплый и дружелюбный, но идти нужно осторожно. Кое-где через трещины в камне пробиваются маленькие кактусы. В неподвижном теплом воздухе разносится сухой треск цикад. Возникает ощущение покоя и безопасности.

Так этот текст начинается.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском музыкальном училище, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments