Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет восемнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

После кратковременного вздоха мы вернулись к обычному формату в 16 полос.

Номер открывается эссе музыковеда Людмилы Беляевой о 75-летии Самарской государственной филармонии. Это не о концерте – о страницах славной истории и о людях, которые эту историю творили:

Сейчас в небольшом и полутемном пространстве стеклянной галереи, где расположен музей истории филармонии, мне кажется, что я лично знакома с каждым из этих людей и нас не разделяют многие десятилетия. Хотя с середины 80-х годов я ходила с ними одними коридорами и холлами, слушала их голоса со сцены и небольших площадок. Они мне дороги, тем более что многих из них уже нет среди нас. И от этого сжимается сердце.

[Читать далее]

На полосе «Культура и Власть» – колонка министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, посвященная на этот раз 25-летию Самарского отделения Союза кинематографистов Росси.

Здесь же репортажи Екатерины Выровцевой о вручении премий творческого литературного конкурса имени Эдуарда Кондратова и Юлии Авдеевой о Всероссийском фестивале молодых литераторов имени Михаила Анищенко. Год литературы как никак.

На полосе «В Ассоциации творческих союзов» Екатерина Выровцева о фотовыставке, посвященной 70-летию Победы, – «Человек больше войны»:

Слова Светланы Алексиевич как нельзя лучше характеризуют фотопроект «Память. Героям Великой Победы посвящается», итоговая выставка которого открылась в Доме журналистов. 32 портрета и 30 зарисовок-воспоминаний. Портреты сделали 12 самарских фотографов, членов фотообъединения областного союза журналистов, а воспоминания ветеранов записали студенты Самарского государственного университета, будущие журналисты.

Полоса «Самара фестивальная» вновь отдана репортажу музыковеда Инны Касьяновой о третьем губернском фестивале самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».

На «Музыкальной площади» – статья Виктории Трифоновой «Для того дорога и дана…» – к открытию нового концертно-фестивального сезона в клуба авторской песни Самарской области; и эссе Натальи Эскиной о лютеранской церкви и музыке, поводом к которому стал органный концерт в Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга – «Бах как упражнение для души и разума»:

«Чем была бы наша лютеранская церковь без музыки Баха?» – эта цитата из когда-то услышанной проповеди пастора в гамбургской церкви Санкт-Якоби неизменно приходит мне на ум, когда я попадаю в нашу кирху. Не в последнюю очередь из-за благодатной ориентации пастора Евангелическо-лютеранского храма во имя Святого Георга Ольги Темирбулатовой. Имея в виду 500-летний симбиоз лютеровского протестантизма и музыки, она поддерживает пылающий в бахианском очаге огонь. Музыка Баха преображает аскетически белые стены кирхи, заполняет их небесным сиянием.

В «Театральном проезде» – рецензия Галины Торуновой на спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» в тольяттинском театре «Колесо», послесловие к участию Самарского академического театра оперы и балета в Бангкогском фестивале от Натальи Эскиной и размышление Анны Лукьянчиковой об открытии в Тольятти школы Константина Хабенского:

У экспертов и представителей СМИ, с кем мне довелось переговорить на презентации школы, все же осталось неоднозначное чувство: энтузиазм, желание поддержать, безусловно, интересное дело и сомнение в результативности проекта. Не хочется делать преждевременных выводов. Приведу отзыв из соцсети, наиболее точно, на мой взгляд, отражающий суть ситуации: «А что, у Тольятти есть выбор? Есть активные люди, которые хоть как-то хотят Тольятти вытащить из болота рабочей слободки и придать городу тренд интеллектуального центра. Разве это плохо?».

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой «Что же предпочитают джентльмены» на выставку в Музее Модерна и эссе Елены Богатыревой «В саду расходящихся троп», поводом к написанию которого стала выставка произведений из Музея Людвига в галерее «Виктория»:

Мне показалось довольно смелым, по крайней мере, нетипичным для наших мест замечание искусствоведа, что пополнение коллекции Людвига определяется субъективными предпочтениями коллекционера. Думаю, это важно, поскольку нивелируется фактор моды на какое-то определенное (кем-то еще назначенное) искусство, что можно было бы заподозрить в критерии «обозначить тенденции искусства ХХ века в области живописи, фотографии и коллажа».

В «Культурологических штудиях» – блестящий монолог Валерия Бондаренко «Серебряный век: взгляд спустя столетие»:

Серебряный век – это огромные мешки с золотом и драгоценными камнями. Их много. Вся площадь Куйбышева в таких мешках. И вот представьте: идут жители, жалуются на то, что не хватает денег до зарплаты, и не видят эти сокровища.

На полосе «Год литературы» – впечатление Сергея Лейбграда от просмотра фильма «Сохрани мою речь навсегда» – о «Уничтожение Мандельштама»:

Либеров создал киноматрицу, подходящую и для Цветаевой, и для Ахматовой, и для Хармса, и для любого другого гениального изгоя, ставшего культовым персонажем интеллигентской кухни. Мандельштам выламывается из этой матрицы. Вероятно, снять фильм об этом поэте вообще пока невозможно. Можно только попробовать сделать нечто о Мандельштаме в себе и во времени, в «шуме времени» и «языке пространства».

Герой разворота «Человек культуры» – музыкант и общественный деятель Дмитрий Георгиевич Шаталов, имя которого носит Самарское музыкальное училище. Столетие Шаталова будет отмечаться 7 ноября (Наталья Эскина – «О ДГ с почтением и любовью»).

На полосе «Память культуры» – исследование литературоведа Сергея Голубкова «Вторая жизнь одной статьи» – о трагических самарских страницах жизни литературного и театрального критика Якова Брауна.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском музыкальном училище, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments