Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Точка бифуркации

Парадоксальным образом, буквально у нас на глазах, очень незаметно Тольятти превратился в настоящий музыкальный центр. События, в нем происходящие, привлекают ныне внимание и самарской, и столичной публики/критики, делая Автоград все более заметным конкурентом областного центра, в обиду последнего будет сказано.

[Читать далее]

Исподволь, без громких публичных деклараций, в Тольятти к концу прошлого года выстроилась стройная система музыкального «концерна» из филармонии (с оркестрами – симфоническим, джазовым и народных инструментов); едва ли не единственной в стране муниципальной консерватории (составляющей высшую ступень в системе непрерывного образования – «центральная музыкальная школа – колледж – вуз»); уникальной системы повышения квалификации начинающих музыкантов, называемой «Молодежным симфоническим оркестром Поволжья»; и трех как минимум фестивалей (на которые, как в эпоху открытого города Тольятти, на дрожжах растущего рядом с закрытой Самарой, собираются жаждущие впечатлений жители областного центра).

Три фестиваля – это «Классика над Волгой», «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…» (о них мы уже писали) и «Классика Open Fest». Последний форум и дал повод к этим запискам.

Он – детище Молодежного симфонического оркестра, его руководителя Анатолия Левина и директора Тольяттинской филармонии Лидии Семеновой, без организационного гения которой вся эта фестивально-оркестровая идея развалилась бы непременно.

В 2015-м «Классика Open Fest» собрался уже в шестой раз. Первая особенность фестиваля этого года – концерты цикла «Возвращение домой» с участием тольяттинских музыкантов, обучающихся в ведущих консерваториях России, Европы и США. Причем не только их самих, но и их семей. Так, в первом концерте фестиваля, посвященном юбилею Роберта Шумана, приняла участие Мария Мёллер, которая живет сейчас в Германии, вместе с мужем, тенором Хауке Мёллером.

Кстати, Мария с отличием окончила колледж Тольяттинской консерватории по специальностям «фортепиано» (класс доцента Л. А. Евстигнеевой) и «вокал» (класс профессора Г. А. Сорокиной). Другие участники: Оксана Лесничая окончила Лицей искусств по классу фортепиано, Владислав Ивановский Тольяттинское музыкальное училище.

Первый риторический вопрос: кому мешала Тольяттинская консерватория, если в необластном даже центре три учебных заведения дают подготовку, вполне годную для продолжения обучения и профессиональной работы в статусных учебных заведениях?

Меня не интересует перманентно продолжаемое обсуждение «персонального дела» ректора консерватории Автограда: своими усилиями он сделал колоссальный прорыв, создав уникальное учебное заведение и сотворив достойный продолжателей прецедент.

А вся эта болтовня о несоответствии уровней высшим образцам… Да, не соответствует, но продолжим логическую цепочку: в Самарской области нет ни одной средней школы, даже во втором приближении сравнимой со второй московской. Это ли не повод позакрывать все «придворные» заведения (это которые при дворе – в зоне шаговой доступности)?!!

А совершил ректор прегрешения – накажите, но «на фига же ботик топить»?

Ну, это так: лыко в строку. Второй вопрос – об эффективности авторских школ. Их есть два типа. Во главе одних школ стоят «монстры», «динозавры» современного искусства, одни имена которых приводят – и совершенно справедливо – в священный трепет. А во главе других – «трудовые пчелки», концертной известности не снискавшие, но педагоги от Б-га.

За какие я? Я за разнообразие. Первые нужны для привлечения внимания широких масс населения к предмету. В данном случае – к вопросам музыкального образования. Это их основная миссия. VIP`ы собирают педагогов своего уровня, проводят ослепительные мастер-классы, после серии которых самые способные из учащихся... правильно, продолжают обучение в лучших интернатах России и окрестных заливных лугов.

Это очень отдельный вопрос – как мотивировать талантливого человека остаться жить и работать в провинции, и не в этих заметках его рассматривать. Но замечу: выпускники второго типа авторских школ остаются в родных палестинах в разы чаще.

Подвижнический пример Анатолия Абрамовича Левина этот вывод подтверждает. На сессии молодежного оркестра – после предварительного отбора – приглашаются лучшие студенты из консерваторий и институтов искусств Поволжья; где они: а) совершенствуют свое профессиональное мастерство; б) получают уникальную практику оркестрового музицирования (парадокс, но отечественная система обучения ориентирована на солистов-индивидуалистов, и это не только технологическая, но и психологическая проблема: они не хотят и не готовы садиться играть в оркестре); в) ближе знакомятся с их возможными будущими работодателями, то есть профориентируются по месту.

И этот проект на голодном пайке. Нет на Левина денег. Студенты могут приехать, дорогу им оплатят, а уже проживание – нет. Средств на оплату необходимого числа преподавателей требуемой квалификации – тоже нет. В последнее время симфонический состав сократился до «расширенного камерного». Появился свет в туннеле: областное министерство обещало оказать ресурсную поддержку. Даже в условиях кризиса. Надежда появилась. Посмотрим.

***

Не могу не упомянуть еще об одной особенности прошедшего фестиваля: он был посвящен памяти скончавшегося осенью прошлого года музыканта и педагога, директора Тольяттинской музыкальной академической гимназии Владимира Михайловича Свердлова.

В 1960 году приехал он в Ставрополь-на-Волге и стал работать преподавателем по классу скрипки в ДМШ № 1. В 1970 году Владимир Михайлович назначен директором вновь открываемой в Автозаводском районе ДМШ № 4 (позже Музыкальная академическая гимназия). На этой базе возникла идея проведения Летней творческой школы (из которой вырос в дальнейшем молодежный симфонический). Здесь развивались контакты юных тольяттинских музыкантов с образовательными проектами Владимира Спивакова, творческое партнерство с Международным фестивалем имени Спивакова в Кальмаре.

В Тольятти создана рабочая группа по увековечиванию памяти Свердлова. В планах – установить памятный знак возле школы, а самой школе присвоить его имя. Разработана премиальная стипендиальная программа для учащихся музыкальных образовательных заведений города. В честь Свердлова решено утвердить региональный конкурс под названием «Инструмент – скрипка».

Но, думаю, лучшей памятью ему была бы поддержка уникальной тольяттинской системы музыкального образования, у истоков которой он стоял.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 13 (80) за 2015 год



Tags: Культурая политика, Музыка, Образование, Тольятти, Художественное образование
Subscribe

  • Вы читали, как поют козлы?

    Рубрика : Habent sua fata libelli * Герман ДЬЯКОНОВ ** …Как вдруг глаз споткнулся на странной и в то же время весьма…

  • Святые девяностые

    Вячеслав СМИРНОВ * Фото автора 20 апреля я увидел спектакль «Олимпия» по одноименной пьесе, посвященной Лени Рифеншталь.…

  • Профессия предполагает хулиганство

    Рубрика: История с фотографией В юбилейный сезон Самарского театра юного зрителя «СамАрт» мы продолжаем вспоминать спектакли,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments