Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Что такое хорошо?

В апрельском и майском номерах газеты мы анонсировали работу инициативной творческой группы, взявшей на себя труд обсуждения проблем развития Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина. Группа эта собиралась, провела, как пишут в плохих изданиях по вопросам управления, «мозговой штурм», встретилась с руководством музея, убедилась в глубоком взаимонепонимании и… произошла смена министра, участникам группы, в которую входил и я, показалось, что «пока не до нас».

[Читать далее]

Оказывается, «до нас», свидетельство чему – и заявления, сделанные в ходе посещения губернатором и министром культуры области крупнейших учреждений культуры и искусств Самары, и определенные «движения» в самом музее.

Пора высказаться.

Витрина города

Каков музей Алабина сегодня? Самый большой во всех смыслах – здание, фонды, количество сотрудников. Залы – просторные. Фонды столь разнообразны, что позволяют реализовать практически любую выставочную идею. Сотрудники – творческие: в археологические экспедиции ездят, научные исследования проводят, книги выпускают, книги интересные как для ученых, так и для публики. А музей – пустой.

То есть публика есть, но собирается она, как правило, на шоу – фестивали, исторические реконструкции – на событие; но, во-первых, событий не так много, а, во-вторых, что, как не событийный маркетинг, убеждает в отсутствии устойчивого интереса к основной экспозиции?

Организованным туристам путь сюда затруднен. Конечно, музей расположен далековато от речного порта – туристических ворот города, но и сами попробуйте в течение 30 секунд мотивировать туриста записаться сюда на экскурсию? 30 секунд – это я еще поблажку дал: дольше 10 зазывалу и слушать никто не станет. Вот про Бункер Сталина 30 секунд хватит с головкой, и про художественный, и про ракету, и про ж/д вокзал, а что вы, интересно, успеете сказать про музей Алабина?

Начнете перечислять бессчетные направления деятельности? Прялка, скалка, чучело медведя, рабочий стол Лукича? В каждом городе своя прялка, свое чучело и свой Лукич. Различны длины прилавка и талант дизайнера, способного увлечь своими предложениями по его оформлению.

Музей – витрина города/области. В этом убеждена культуролог Елена Бурлина, посвятившая проблеме музейного месседжа ряд исследований.

А что, собственно, выделяет Самарскую область в ряду прочих? Опять набор для оливье – родина ленинизма, запасная столица, космос? Но редкий человек, пришедший в музей, хочет оливье: он желает понять, что важнее. И контраргумент про то, что глупо заставлять его делать выбор между мамой и папой, не годится. Никто не заставляет делать выбор, но все хотят цельную картину мира. В процессе познания все и всегда стремятся к постижению взаимосвязей частей единого целого. А в этом целом не все части равны, какая-то из них – первопричина, какая-то – фактор развития, какая-то – стратегический потенциал.

Музей в его настоящем виде такой картины не предлагает. Безусловно, это мое оценочное суждение, как и то, что музей Алабина срочно нуждается в ребрендинге, выработке цели и сопутствующих задач развития. Немедленно.

Ребрендинг

И начать необходимо с ответа на вопрос: каково место музея в инфраструктуре учреждений культуры? Сейчас я напишу фразу, за которую на меня обидятся все мои многочисленные платоны из театров и концертных коллективов: современные успешные культурные практики доказывают, что музей – самая главная культурная институция. Это базовое положение актуальных стратегий культурного развития. Для ее осознания и претворения в жизнь нужна политическая воля, ученые и практики в одиночку здесь бессильны.

Предположим, дан положительный ответ, и культурная политика начала строиться с опорой на музейное главенство. Как строить взаимоотношения музея Алабина с муниципальными, ведомственными музеями и частными коллекционерами Самары и Самарской области?

Кстати, музей Алабина или Губернский музей? Никто и не пытается оспорить роль Петра Владимировича как основоположника музейного дела в губернии и основателя музея, но хорошо ли: «Музей Алабина основан Алабиным»? Ленин родился в Ульяновске? (Ладно бы Ленин, а то и Гончаров.)

Алабинский и сейчас главный музей области«организационный и методический центр». Центр-то он центр, а на практике: приходим в основное здание, ходим по экспозиции «Самара космическая», а в городе есть еще и ракета, и музей – не знаю, как его правильно теперь назвать, короче – авиационного института. Везде, скажу деликатно, не очень много публики. Экспонаты разбросаны, а стоящий у трех дорог потенциальный экскурсант зачастую повторяет участь любимого осла Жана Буридана.

Как правильно распределить богатства? Как? Во имя чего? И где?

Где – вопрос совсем не праздный: с логистической точки зрения найти для музея место ужаснее, чем нынешнее, трудно. Разве что вынести его в спальный микрорайон. При этом есть десятки памятников архитектуры и истории, прямо-таки созданных для «камерных» музеев. И расположены они куда удобнее для туристов и привлекательнее для аборигенов.

А чем тогда занять гектары несостоявшегося Ленинского мемориала, в котором разбросал свои сокровища музей Алабина?

Вопросов масса. У меня нет задачи все их сформулировать на газетной странице. Моя задача – вызвать гнев всех: музейщиков, ортодоксальных активистов, борцов за все самое лучшее против всего самого дурного. Такой гнев, чтобы он заставил их написать в мой адрес гневную отповедь, а газета эти отповеди бы опубликовала, и мы вместе с вами смогли бы буковку за буковкой подробно обсудить все проблемы и все перспективы главного музея губернии (губернии, конечно, не области: так красивше).

Первый камешек

Первая «буковка» в этом ряду – Музей Модерна. «Красная тряпка» для всех правоверных музейных работников. В этом рассаднике ереси все неправильно. Научную работу отодвинули на задний план, провоцируют музейных посетителей вести себя шумно, большинство событий отодвинули на вечер и на ночное время!

Вот на соседней странице материал доктора Кобозевой. Она точно лучше меня опишет впечатления от общения с этим enfant terrible современной самарской культуры, я же только свой пятачок доложу.

Событий, по поводу которых я иронизировал выше, у «модернистов» действительно много. Едва ли не больше, чем в главном здании. Но откуда взяться богатой основной экспозиции в условиях перманентного денежного дефицита сферы? Купили они роскошную стильную мебель, за что спасибо областному министерству, а теперь нужно ждать. Всем сестрам по серьгам. Пятерней – вместо направленных вложений.

При этом, кстати, на складах художественного музея – залежи мебели указанной эпохи, если они, конечно, не начали гнить от бесконечных прорывов городского водопровода в том районе. Но сия тайна велика есть.

И не поделятся ведь. Ждут запуска особняка с атлантами. Четверть века без малого ждут.

Может, объединить два областных музея под одним руководством? Для воспитания чувства коллективизма и товарищества?

Вот оттого и хеппенинги. А в вечернее и ночное время – потому что это единственный музей, который систематически, а не на празднично-галочной основе задумывается о том, что днем в музей могут ходить бездельники вроде меня, а основная часть населения в это время работает или учится.

Вот только с научной работой частично соглашусь. Директор Музея Модерна Михаил Савченко – талантливый и молодой проектировщик. Лучший, пожалуй, в этом деле. Ему бы проектную лабораторию с хорошей материальной базой и пространством для реализации своих идей да дядьку/тетьку куратора, который, как только он задумает воспользоваться чужими, уже апробированными технологиями, а не придумывать собственные (коих немерено), «был бы его розгами», – область получила бы колоссальный толчок для развития.

Мне тридцать лет назад областное управление культуры такой шанс дало. Чего мы тогда только не натворили…

А пока Михаил Савченко «зажигает» там, где дозволили. И пусть продолжает, но масштаб не его.

Вот такая получилась запевка. Ждем ваших откликов.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 13 (80) за 2015 год



Tags: Культурная политика, Музей, Музей Алабина, Самара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments