Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вышел в свет тринадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет номер газеты. Мы возвратились с длительных летних каникул.

Номер открывается материалами о первом фестивале «Жемчужина на Волге», который пройдет на второй очереди набережной. Ему посвящен редакционный материал на первой полосе издания и традиционная колонка министра культуры Самарской области Сергея Филиппова.

[Читать далее]

Событийный разворот отведен материалам, которые, по мнению редакции, положат начало дискуссии о стратегии развития главного областного музея – Алабинского. Это проблемная статья главного редактора «Что такое хорошо?».

И очень эмоциональные впечатления доктора исторических наук Зои Кобозевой, которые возникли в результате сотрудничества с музейщиками – «Кому принадлежит модерн?».

Главред отметился ещё одной публикацией – на «Музыкальной площади»«Точка бифуркации» о ситуации в Тольятти музыкальном. Поводом к ней стал завершившийся в конце августа фестиваль «Классика Open Fest»:

Джазовый обозреватель Игорь Вощинин посвятил свою статью «Алла Рид: Самара – Москва, далее везде» молодой московской вокалистке, представляющей в стартовавшем телеконкурсе «Голос» Самару.

На развороте «Театральный проезд» – наши «долги» перед самарскими театрами: рецензии на их летние премьеры. Московский балетный критик Роман Володченков побывал на «Серенаде», поставленной Кириллом Шморгонером на музыку П. И. Чайковского в Академическом театре оперы и балета:

Театровед Галина Торунова посвятила свой материал премьере театра «Камерная сцена» – «Возвращение» по рассказам Андрея Платонова. Завлит СамАрта Елена Ползикова взяла интервью у ведущей актрисы театра Ольги Агаповой, которая в составе делегации театра принимала участие в Международном фестивале для молодежи Ricca Ricca Festa на острове Окинава. Маргарита Прасковьина представляет VI Международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга», открывающийся в понедельник.

«Бульвар искусств» подготовлен искусствоведом Валентиной Черновой в этот раз единолично. В её центре внимания выставки:


  • столичных авангардистов шестидесятых – нулевых годов «От утопии к мечте» в Самарском художественном музее:

Самое загадочное, что связано с именем Белютина, – это что дед художника был коллекционером, о котором никто не знал. Коллекцию Иван Егорович Гринев начал собирать 137 лет назад. Как исполнитель декораций в Большом и Малом театрах он получал большие деньги и ездил в Европу на аукционы. Непостижимым образом в семье оказались произведения раннего Микеланджело, Леонардо, Тициана, ван Дейка, Эль Греко, Рубенса, Веласкеса.


  • экспозицию самарских художниц «Карнавалу быть!» («Венецианский карнавал как тема в искусстве»):

Когда культура в современном обществе основывается на переизбытке мастеров изобразительных искусств, на эстетическом конформизме, декоративность, стилизация в творчестве этих мастеров оказываются единственным мерилом вкуса. В отличие от агрессии новейших направлений, эти художники стремятся быть современными своей несовременностью.


  • и шоу «Великие модернисты», предлагаемое группой Artplay Media в торговом центре “Амбар» («Революция в искусстве»):

Как историк культуры – традиционалист считаю, что шоу «Великие модернисты. Революция в искусстве» это другое искусство. Представьте маленькую работу Климта или ван Гога, увеличенную до восьми метров. Пропадает чувство личного, приватного общения с шедевром. Все стало публичным, и даже акт наслаждения живописью перешел в разряд публичного соития. Или я не права?

Хотя, думаю, для молодежи, которая выкладывает всю свою приватную жизнь на публику в Интернете, это нормально. Ведь основная задача произведения искусства – доставлять эстетическое наслаждение, и эта задача выполнена!

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Человек среди книг: сюжеты случайных и неслучайных встреч»:

Книги хорошо рифмуются с тишиной. В этой хорошо устоявшейся тишине книги, неторопливо перелистываемые терпеливым читателем, живут своей жизнью, вступают в молчаливый диалог с нами. Мысль живет по контрасту: статика читального зала или домашнего кабинета, неподвижность шкафов и стеллажей лишь подчеркивают импульсивность промелькнувшей мысли.

Книга – главный герой полосы «Год литературы». Доктор исторических наук Эдуард Дубман делится открытиями, которые он вместе с другим доктором исторических наук Петром Кабытовым сделали в процессе подготовки тома «С. Ф. Платонов и Самара: история и память», вышедшего в издательстве Самарского государственного университета убийственным тиражом в 100 экземпляров.

И герой очерка Александра Завального на полосе «Человек культуры» Александр Абрамович Болтянский, готовящийся отметить юбилей, всю свою жизнь связан с книгой:

Александр Абрамович Болтянский не только человек, о котором слышал, наверное, каждый второй самарец, – десятки наших земляков с благодарностью вспоминают его имя, музеи и библиотеки хранят бесценные дары этого выдающегося библиофила и пушкиниста. Я знаю людей, которые просто боготворят его, и понимаю их. Неподдельная отзывчивость и доброта, желание прийти на помощь и сделать все возможное для тех, кто на грани отчаяния и нужды. Не полюбить его невозможно, стать таким же вряд ли удастся, остается восхищаться и радоваться тому, что свое 80-летие Александр Абрамович встречает в ставшей ему родной Самаре.

Сегодня – сороковины по нашему коллеге Роману Хахалину, чьи материалы публиковались и на страницах нашей газеты. Автор очерка о нем, расположенного на этой же полосе – Екатерина Спиваковская:

Времена не выбирают, но зато можно выбрать слова, которые будут понятны только своим и только из твоего времени. Я не представляю, как мы будем выкручиваться лет через десять, когда своих в пределах досягаемости не останется в силу физических причин: одни уедут под неумолкающий рефрен «пора валить», и их присутствие в соцсетях не убережет нашу скоропортящуюся молодость от перехода в уксус, другие умрут, как это сделал Хахалин, а оставшимся просто расхочется разговаривать. Не с кем потому что. И не о чем.

С Ромкой разговаривать хотелось.

Светлана Внукова продолжает публиковать на полосе «Культура и Общество» материалы, подготовленные по итогам молодежного форума «iВолга». На этот раз её герой – эксперт «iВолги», главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев:

Демократизация в хорошем смысле – это когда все больше людей втягиваются в размышления. Но представьте: чемпионат мира по футболу, а там дворовые команды играют. Только это очень большой чемпионат. Где не тридцать шесть команд, а, скажем, 360 000. 360 000 авторов, а читать нечего. Куда ни ткнешься – везде колхоз. Происходит подмена традиций. Этических, профессиональных. В конце концов, писательство – это ведь тоже традиция, уходящая в тысячелетия. И журналистике в том виде, в каком она существует сейчас, тоже уже по крайней мере две сотни лет. И сама мысль о том, что профессиональные медиа не нужны, что социальные сети заменят и журналистику, и журналистов, – она глубоко порочна.

И, наконец, главный сюрприз номера – эссе Вадима Рябикова, психолога, путешественника, музыканта, заместителя руководителя центра «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России» Института Наследия. С Вадимом мы знакомы лет тридцать. Тогда он играл в группе «Седьмая ступень» вместе с женой моего товарища – Славой Астровой. Окончил Самарский госуниверситет, уехал в Петербург, работает в Институте Наследия. С его текстами познакомился в FB, а затем Илья Сульдин обратил внимание на чудесные зарисовки из многочисленных путешествий Вадима по всему свету. И вот теперь он в нашей авторской компании. Надеюсь, надолго.

Его первое в нашей газете эссе называется «На край света от нацкультуры» и опубдикована на полосе «Культурологические штудии»:

Ледовитый океан встретил меня как новый мир. Льдов сначала не было. Низкое солнце. Золотисто-алый свет. Длинные синие тени. Медленно, но непреклонно катит океан огромные, пологие, темно-синие волны. Картина величественная. Прошлое остается позади. Чувство огромного облегчения. По мере того как сознание освобождается от материкового морока, возникает ощущение связи со всеми существами, обитающими в этом мире. Как будто бы в пространстве разносится сигнал, что мы одна семья. Это как звук валторны, только неслышимый. Мир кажется красивым, мудрым, таинственным и сложным.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • КульПросвет

    В пятницу, 21 апреля, в 18:04 на частотах радиокомпании «Вести FM » (93,5) – очередной выпуск проекта Светланой Ждановой…

  • Культ-Просвет от 28 октября 2016 года

    Очередной выпуск проекта «Культ-Просвет» от 28 октября 2016 года. Гость – балетный критик, кандидат искусствоведения Роман Володченков (Москва).…

  • Культпросвет на ММКФ

    КультПросвет о предварительных итогах 38-го Московского международного кинофестиваля глазами меня. Ведущая программы - Светлана Жданова.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments