Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет двенадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет очередной номер газеты, последний перед традиционными летними каникулами. Вновь в газете – колонка министра Самарской области. Сергей Филиппов посвятил ее 42-му Грушинскому фестивалю.

[Читать далее]

Четверть номера посвящены кино. На «Кинематографической набережной» – заметки главного редактора о 37-м Московском международном кинофестивале «Пиршество кино, кинематографическая политика и немного нервно»:

Можно ли будет увидеть эти фильмы вне фестивального пространства? Документальные, как нас убеждали, да – соорганизатор этой части фестиваля канал «24DOC» обещает все их выпустить в свет. С игровыми много хуже. Я даже не очень представляю себе, как выглядит прокатчик, готовый выпустить на экраны произведение киноискусства, а не киноаттракцион, необходимую составляющую процесса потребления попкорна.

Государство же ушло с игрового поля и не занимается прокатом ни в каком виде. По сути это отказ от выполнения 44-й статьи Конституции: «Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям».

Более того, есть все признаки того, что возрождается наихудшая из всех советских традиций: группа людей, никем, кроме самих себя, не уполномоченных, присвоила право решать за других людей – совершеннолетних и не пораженных по закону в правах, – что им можно смотреть, а что недопустимо. Потому что нет у этой группы уверенности, что взрослые люди смогут сделать правильные выводы. Мне кажется, что это признак даже не тоталитарный – фашистский. Сумеем ли мы не скатиться в эту пропасть? Покажет время и наши усилия – насколько мы твердо станем этой тенденции противостоять.

А как пока человеку познакомиться с этими киноценностями? Даже если он готов за это знакомство заплатить? Отправиться к пиратам.

Здесь же – размышления киноведа Валерия Бондаренко «Кино. Мифы. XXI век»:

Люди доверяют, на всё покупаются. Времени нет. Информационные потоки огромны, и в связи с этим возникает разного рода бесконечная кутерьма, рождающая любые слухи. Например, о том, что ты верблюд. И нужно будет, как в прежние времена, искать источники, адвокатов, экспертов для того, чтобы доказывать обратное. Потому что мы живем в эпоху тотальной безграмотности. Верблюда никто не видел, условно говоря. Видел только на картинках. И его отличие от человека может быть поставлено под большое сомнение. Наверное, в ближайшее время человек будет большую часть жизни опровергать такого рода домыслы. Только самые бредовые – они, как известно, самые живучие.

И очередное «Задание на лето» от киноведа Олега Горяиновапродолжение прошлогоднего текста, предлагающего отечественному зрителю альтернативу коммерческому кинопрокату в «летних условиях»:

Бескорыстные усилия энтузиастов-переводчиков за последние несколько месяцев сделали доступными для русскоговорящей публики целый ряд шедевров из прошлого и важнейших работ сегодняшнего дня. Каждая из указанных далее работ заслуживает отдельного аналитического разговора, однако формат текста позволяет лишь обратить внимание на жемчужины, пройти мимо которых не может себе позволить ни один верный поклонник искусства кино.

Два музыкальных фестиваля завершились в Самарской области. Итогам «Классики над Волгой», блистательно прошедшей в Тольятти, посвящено эссе Анны Лукьянчиковой, опубликованное на «Музыкальной площади»:

Кажется, у нас для этого есть всё: отличные природные декорации, мимы в антракте, имена солистов… Сможет ли провинциальный промышленный город со временем превратиться в раскрученный Спиваковым Кольмар? Подсказка прозвучала где-то над ухом от пары «тольяттинских» французов, воркующей в антракте: «Классик сюр-ля-Волга, шарман-шарман». М-да, согласитесь, ведь что-то в этом есть?

Недавно оперный режиссер и экс-тольяттинец, а ныне – житель Лиона Антон Гопко поделился в соцсетях: «Как можно не любить город, который собрал на летний фестиваль классической музыки 200 тысяч зрителей?». Тольятти и Лион вполне сопоставимы по количеству жителей и промышленному потенциалу. «Классике» пока удалось собрать 4 тысячи. Организаторы уверены: будет намного больше.

С этим материалом соседствует эссе Натальи Эскиной, которая в этом году работала в государственной аттестационной комиссии на специальности «Музыковедение» в СГИК – «Молодые мастодонты»:

Нужны ли они нам? Когда-то и я на этой кафедре работала, мастодонтов растила. Тогда, естественно, не меня, а другого человека председателем комиссии нанимали. Вот явился. С недовольным выражением лица защиту прослушал и сформулировал: «Да кому они нужны, ваши бетховены да брукнеры… Не этим вы должны заниматься». – «А чем?» – «Меня должны рекламировать! На мои концерты агитируйте ходить!» Ректору на нашу музыковедческую кафедру пожаловался. «Видите, – сказала руководящая дама, правда, в музыке ничего не понимавшая и отношения к ней не имевшая, – и никому-то вы не нужны!»

На полосе «Театральный проезд» – рецензия Ольги Шабановой на премьеру оперы «Пиковая дама», состоявшейся в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского в Академическом театре оперы и балета (полную версию рецензии можно прочитать на сайте «Самкульт»):

«Беги иль покорись!». Именно эти слова «игрушечного» детского хора из первой картины хочется обратить к постановщику спектакля Михаилу Панджавидзе. Боюсь, что формат газетной статьи не в силах вместить даже простой перечень вопросов, которые к нему возникают. Провоцируя зрителя на бесконечные «почему» и «зачем», режиссер прилагает титанические усилия, чтобы привлечь к себе внимание. Надо признать, это ему удается при одном «но»: он объявляет открытую войну партитуре, то есть в конечном итоге ее авторам – братьям Чайковским. Это уже становится ситуацией ординарной: не в силах работать в ансамбле с соавторами такого ранга, М. Панджавидзе демонстрирует свою «независимость» от них по принципу «от противного». В случае с «Пиковой дамой» – «от очень противного».

В рубрике «Новые имена» – впечатления Светланы Внуковой о спектакле Учебного театра СГИК «Дом Бернарды Альбы».

Светлана же в качестве специального корреспондента газеты побывала на «iВолге». Её репортаж «Культурный бум и всё такое» – на полосе «Культура и Общество».

Газета продолжает публикацию материалов к юбилею Самарской филармонии. На этот раз слово – генеральному директору «Радио-Самара-Максимум» Константину Лукину «Синей птицы не стало меньше…».

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой на выставку Ларисы и Валерия Блохиных в Арт-центре:

Все произведения Ларисы Блохиной можно разделить на две части. Одна – серебристо-буро-зеленая, сумеречная, полная таинственных теней, тонких переливов света, изысканной колеровки поверхности. Другая – яркая, экспрессивная. К первой категории можно отнести множество пейзажей с видами Франции, Германии, Голландии. Вторая, буквально клокочущая живописной экспрессией красочного теста, посвящена Венеции, Риму. Венецию можно увидеть ярко-синей, бирюзовой и кроваво-красной; Рим – розовый, фонтаны, словно из кондитерского зеленого крема, написаны свободно и раскованно, а собор святого Петра сияет всполохами солнечного света и золотом. И это все сновидения и воспоминания на холстах, там нет места конкретным реалиям.

Валерий Блохин – легендарная личность, художник-виртуоз, обласкан любовью зрителей, галеристов, знатоков искусства. Прежде всего, он художник-ориенталист. Он представил живопись, наполненную изысканной восточной и азиатской тематикой – Индия, Монголия, юго-восток Китая, Аравийский полуостров.

На полосе «Культурологические штудии» – материалы Елены Богатыревой и Ильи Сульдина к Ширяевской биеннале, стартующей 10 августа.

На полосе «Человек культуры» – эссе Татьяны Журчевой к 100-летию Петра Львовича Монастырского:

Монастырский вновь оказался актуален. А его публицистический посыл в каждом из последних спектаклей был, как всегда, ясен и отчетлив. «Телеграмма в зал» посылалась о том, что вправить вывихнутый сустав веку может только человек, сумевший сохранить себя, найти в себе любовь и доброту, которые вечны и не зависят от смены исторических и политических декораций.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Вышли в свет

    В Международный день музеев в областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина состоялась презентация новых книг, подготовленных…

  • О венграх древних и современных и о нас…

    С Днем музеев, дорогие товарищи! Дмитрий СТАШЕНКОВ * Фото предоставлены автором В Международный день музеев – 18 мая – в…

  • Праздник, который всегда с тобой

    Татьяна ПЕТРОВА * Фото Сергея БАРАНОВА Самарскому авангарду – 100 лет, и к этому событию приурочена выставка «ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments