Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет одиннадцатый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет очередной номер газеты. Тема номера – летние самарские фестивали:

В курортной Самаре – наплыв отпускников. Тех, кто правильно рассчитал повороты Земли вокруг оси в ответ на наше к ней неуважительное отношение, и тех, кто интуитивно почувствовал, что идеальное место пляжного отдыха теперь на Средней Волге.

Утром, до автомобильных пробок, Самара пахнет курортным зноем. Кажется, начни массовую посадку каштанов, пальм и бамбука – и запах моря заползет в нашу умеренно-континентальную зону сам собою.

Чем удивлять будем ленивую туристскую публику, жаждущую Волги, горячего песка и холодного пива? В отсутствие привлекательных руин – фестивалями! Чем же еще? «Ивентами», как говорят юные и эффективные менеджеры.

[Читать далее]

Об этом – редакционный материал и центральный разворот. Здесь: анонсы Грушинского фестиваля, фестиваля ГЭС, исторических реконструкций в Музее Алабина «Один день из жизни запасной столицы», смены «Культурный Бум!» от её куратора Михаила Савченко, директора Музея Модерна; и интервью Светланы Внуковой «Наш человек на iВолге»:

Вообще-то наших на молодежном форуме, который как раз сейчас проходит у Мастрюковских озер, целый городок, и поименован он соответственно – «Культурный Бум!». Однако и на других, как форумчане говорят, площадках есть наши люди. И с одним таким человеком корреспонденту «Культуры» удалось пересечься за неделю до iВолги. Зовут человека АНЯ ДЕМЕНТЬЕВА. Родился и рос человек в Тольятти, сейчас изучает филологию в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (I курс), но на iВолгу отправился с двумя социальными проектами: работа с трудными детьми и сексуальное воспитание в школе

На полосе «Культура и Общество» – проблемная статья профессора, заведующего кафедрой инновационного проектирования СГАСУ Сергея Малахова «Замечательная Самара, что тебя ждет?»:

Вопрос не совсем риторический. Город разделился на несколько совершенно разных территорий. Туристы прибывают в исторический центр, где им объясняют: вот здесь, мол, раньше была самарская крепость, а теперь, извините, остатки неработающего завода. Здесь был дом губернатора, но пока он не отреставрирован. Здесь копия крепостной башни, но она, к сожалению, недавно сгорела.

Скоро предстоят грандиозные перемены: через три года в Самаре – игры в одной из подгрупп Чемпионата мира по футболу. К этому времени Самара буквально преобразится, туристы будут в восторге. На это можно ответить, что планы отличные и дай бог, чтобы все у нас получилось. Но это касается исторического центра, а все остальные территории живут другой жизнью. Там не бывает туристов, но зато строятся гипермаркеты.

Микрорайоны, еще не отжившие свой век, с завистью взирают на свежие новостройки, устремившиеся в Красный Пахарь, Заречье и прочие отдаленные места. А посреди туристической Мекки, той самой Старой Самары, возникают посланцы микрорайонов: многоэтажные башни и гипермаркеты.

Между тем посредине уже как бы отстроенного города полно пустых и неблагоустроенных мест. Забитые маршрутки транспортируют население из одной отдаленной точки в другую, элита вечером покидает город, устремившись сквозь автомобильные пробки в коттеджи на берег Волги.

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Человек перед зеркалом национальной культуры», написанное под впечатлением от конференции «Значение художественной литературы в идентификации русского человека», завершившейся в Самарском литературном музее:

Когда мы говорим о национально-культурной идентификации русского человека, то используем понятие «русский» в широком значении. Речь идет не о кровном родстве, не о каком-то генетическом единстве, а о глубокой включенности в русский культурный контекст, о глубоком с этим контекстом породнении.

Давайте представим по-детски прозрачную гипотетическую ситуацию. Рожденный от этнически чистокровно русских (равно как немецких, итальянских, шведских) родителей ребенок в младенчестве был утащен обезьянами в индийские джунгли, где по воле случая выжил, вырос. Кем вырос? Кем стал? Стал существом, обретающимся в Природе, но вне Культуры.

На полосе «Культура и Власть» репортаж Натальи Старковой «Живые праздники» о летних этнических фестивалях – башкирского, мордовского, татарского и чувашского народов.

На «Музыкальной площади» – рецензия Анны Лукьянчиковой на завершившийся в Тольятти фестиваль «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…». Здесь же – творческий портрет лучшего отечественного джазового гитариста Алексея Кузнецова пера Игоря Вощинина и эссе музыковеда Натальи Эскиной «И на брегах Леты есть пляжи…»:

Бедные герои фантастических повестей! Бедные авторы! Каких только усилий не прилагали, чтобы отправить их куда подальше, в метановые бури Юпитера или в параллельные миры необследованного будущего!

Зачем так напрягаться? Ведь это всегда рядом! Всего девять или десять остановок до филармонии! А там – надо только знать, когда – открывается портал в неведомое. Неведомое на этот раз называлось соната Всеволода Задерацкого для валторны и фортепиано g-moll.

Газета продолжает публикацию материалов к юбилею Самарской филармонии. На этот раз слово – нашему джазовому обозревателю Игорю Вощинину «Джаз в самарском храме музыки».

На развороте «Театральный проезд» – предварительные итоги самарского театрального сезона от Татьяны Журчевой и рецензия Ольги Шабановой на премьеру Самарского академического театра оперы и балета – «Пушной промысел Самарской оперы»:

«Пушным зверем» называл Антон Чехов свою «одноактную шутку» под титлом «Медведь». Театральная миниатюра, которую мы привыкли воспринимать как милую улыбку классика, тем не менее, цензора возмутила «более чем странным сюжетом» вкупе с «грубостью и неприличием тона всей пьесы».

Ради получения цензурного разрешения Чехову пришлось пожертвовать наиболее «экспрессивными», как пишут почтительные комментаторы, репликами «медведя»-Смирнова, в которых фигурировали такие известные персонажи, как Сидорова коза и Кузькина мать, и даже выражения покрепче, хотя легкость, с которой классик пошел на эту «жертву», говорит о том, что они не играли ни формо-, ни смыслообразующей роли. В конечном итоге пьеса была допущена к постановке, хотя чиновник, давший окончательное добро, был убежден в «пустоте сюжета».

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой на персональную выставку Вячеслава Герасимова в Самарском художественном музее и интервью, которое Елена Богатырева взяла у известного самарского куратора Нели Коржовой, вернувшейся из творческой командировки в Венецию и Париж, – «Арт-Фокус» в области современного искусства».

На полосе «Культурологические штудии» – эссе Екатерины Спиваковской «Держите марку, господа»:

Для меня большая загадка: куда деваются все остроумные юзеры из Интернета, которые сочиняют стишки-пирожки и стишки-порошки? Куда исчезают хорошие дизайнеры, которые получают виртуальные бонусы на виртуальных конкурсах за свои виртуальные проекты, и почему в реальности вокруг меня каждый день вращается хоровод уличных уродцев на баннерах с бессмысленными надписями? Это явно делают люди без чувства юмора и без признаков хорошего вкуса. Значит ли это, что между Интернетом, где так много интересных проектов, и реальностью, где воцарилась липкая пошлость, кто-то вырыл глубокий ров, в который проваливается всякий, кто хочет сделать реальность лучше?

На полосе «Человек культуры» – интервью Светланы Внуковой у Евгения Астахова, информационным поводом к которому стало 90-летие его отца, самарского писателя Евгения Евгеньевича Астахова:

У Евгения Евгеньевича – преудивительная родословная. Тут и казаки – терские, донские, и коми, и грузины. Тут и дворяне, занесенные в «бархатную книгу», и блестящие ученые, и офицеры императорского конвоя, и те, кто штурмовал Зимний. Те, кому удалось избежать сталинских репрессий, и те, кто под их каток таки угодил. Притом что сам Сталин был вашему деду свояком через Сванидзе. Да и прочие рулевые истории, будь то принц Альберт Прусский или Александр II, генералы Ермолов, Кауфман, Воронцов-Дашков, Барятинский, Скобелев, имам Шамиль, Ленин, Троцкий, Фрунзе, Орджоникидзе.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments