Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет десятый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет очередной номер газеты. Центральная тема номера – журналистский большой сбор. В Сызрани прошла учеба журналистов муниципальных печатных СМИ и телерадиокомпаний, а в Струковском саду состоялся традиционный ХХII Фестиваль прессы. Этим событиям посвящены материалы Екатерины Выровцевой на первой полосе и развороте «Самара фестивальная».

[Читать далее]

Завершившемуся ХХ Всероссийскому библиотечному конгрессу посвящено интервью директора Центра чтения Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) Веры Ярышевой «В России есть люди, которые любят читать и читают бумажную книгу» на полосе «Культура и Общество»:

В России идет объединение библиотек, уничтожают самостоятельные детские библиотеки со штатом сотрудников, умеющих работать с детьми, обладающих знанием специальных методик, технологий. А когда идет объединение, мы сокращаем целые подразделения, сокращаем методистов, умеющих работать с детьми. Директор Российской государственной библиотеки говорил в прошлом году о том, что в стране закрыто 800 с лишним детских библиотек.

Есть совершенно одиозные примеры, когда библиотеки объединяются с клубами и главным становится клуб, а библиотека клубу уже неинтересна. Более того, чуть ли не с бассейнами объединялись, и противостоять этому достаточно сложно. Сегодня есть такая тенденция, когда на пути оптимизации и сокращения расходов библиотекари уходят на 0,15 ставки, на 0,25 ставки. Библиотека не закрывается, но какова ее возможность работы с населением?

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Татьяны Казариной «Евгений Чижов о природе успеха и магии простоты»:

В истории нашей литературы уже были периоды, когда критики теряли из вида целые поколения писателей, а открывали и признавали их гораздо позже, задним числом. Сейчас снова возникла та же опасность – пройти мимо самого интересного. Надеюсь, кто-то со мной согласится: с недавних пор мы перестали воспринимать нюансы, улавливать свежие идеи и прислушиваться к новым голосам. Все спешат высказаться на актуальные темы, обозначить свою принципиальную позицию, в общем, ведут речь «о главном».

Критики не без удовольствия отмечают, что в литературной жизни снова стала ощущаться граница, некий водораздел, отделяющий сторонников одних политических взглядов от приверженцев других. Может быть, это и неплохо: становятся видны какие-то ориентиры. Но для участия в такой игре хороши писатели, окончательно сформировавшиеся, люди кремневых убеждений. Ищущие остаются в тени, сомнения и поиски игнорируются как незрелость и расплывчатость. То, что еще созревает и не готово отлиться в бронзу, во внимание не принимается. И значит, по-настоящему новое не допускается к спору «хозяйствующих» в литературе «субъектов». Как из деревьев большинство горожан знают только березу, ель и сосну, так из современных писателей дай Бог, если назовут Пелевина, Сорокина, Прилепина… Боже упаси, я ничего против этих авторов не имею, но на литературном поле растут и другие растения. И лично мне интереснее думать и писать-таки о других – это дает надежду на обновление пейзажа.

На полосе «Культура и Власть» статья главного редактора журнала «Сердце России» Ильи Сульдина «Площадь надежды нашей», в центре которой – проект трансформации площади имени Куйбышева работы архитекторов Марии и Дмитрия Храмова.

Но обсуждение итогов Конгресса – тема будущего номера. Событием же минувших двух недель редакция посчитала «Самарские музеи днем и ночью». Ночью в музеях корреспонденты газеты провели в Музее Модерна (Виктория Трифонова«Как найти модерн в Самаре») и галерее «Виктория» (Елена Богатырева«Куда бегут роботы»):

На «Музыкальной площади» – рецензия Натальи Эскиной «Как Эльдара Небольсина три сфинкса не съели» о гастролях в Самарской филармонии выдающегося пианиста.

Здесь же – эссе джазового обозревателя Игоря Вощинина «Три десятилетия музыки в любви» к 30-летию творческой деятельности первой народной артистки Самарской области Юлии Денисовой.

Газета продолжает публикацию материалов к юбилею Самарской филармонии. На этот раз слово – окончание воспоминаний театроведа Светлане Хумарьян «На всю жизнь».

На развороте «Театральный проезд» – представление фестиваля, посвященного 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского, стартующего в конце июня в Самарском академическом театре оперы и балета, и проблемная статья театроведа Галины Торуновой «Актеры, правьте ремесло»:

Владимир Иванович Немирович-Данченко вывел формулу театра. Она гласит, что театр начинается тогда, когда актер расстелил коврик и пришел зритель. Все остальное, надо понимать, от лукавого. Сценическое оформление, костюмы, музыка, режиссура, пьеса, в конце концов, само здание театра – все прилагается, и все это украшение, «гарнир», как бы это ни было оскорбительным для драматурга, режиссера и других создателей спектакля. Но вот тут-то и закавыка, как говорил один из чеховских героев.

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой на областную художественную выставку, посвященную 70-летию Победы, впечатление Сергея Баландина от выставки ростовского фотохудожника Сергея Сапожникова, и эссе Светланы Ждановой «И еще раз про любовь» – главный герой которого – «легенда самарской журналистики» Григорий Эйдлин, чья персональная фотовыставка «Люди» развернута в Доме журналиста:

Гриша был центром интеллектуального притяжения, он учил, он убеждал, он шел на компромиссы, он был прекрасным организатором. Он побеждал! Он был абсолютным неформальным лидером. По масштабу своему он должен был быть и лидером формальным, двигаться по карьерной лестнице, но в той жизни это было невозможно по причинам, которые для куда менее масштабных личностей в уже более толерантные времена стали поводом для политических спекуляций и получения моральных компенсаций (интересно, их тоже причисляют к легендам?).

На полосе «Культурологические штудии» – эссе Екатерины Спиваковской «Like me!» об актуальных проблемах сетевой культуры:

«Сфоткай себя сама и пришли мне!» – чтобы вникнуть в смысл этой просьбы, мне потребовалось больше пяти лет виртуальной жизни, после чего залетное словечко «селфи» отчасти прояснило ситуацию. Прояснив, однако, оно ее нисколько не облегчило: я по-прежнему вежливо изображаю тупое непонимание, когда меня настойчиво просят прислать фото свежего маникюра.

Ах, утомленно вздохнете вы, опять этот Интернет. Там же все ненастоящее, неживое, мертвое и бездыханное. Это не жизнь, это симулякр.

На полосе «Человек культуры» – статья музыковеда Анны Карповой о вечере памяти Николая Загадкина, прошедшем в Самарском государственной институте культуры. И «Прощание с любимым другом» Натальи Эскиной - памяти Владимира Максимовича Булекова.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Из новейшего бестиария

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * ЕГЭбля – животное из разряда хищных и ползучих. Родилось на свет в головах и коридорах чиновников от образования,…

  • Читая несерьезные писательские автобиографии…

    Сергей ГОЛУБКОВ * Автобиографические свидетельства, художественные мемуары выполняют в культурном сознании общества много самых…

  • Обживая пространство между

    Сергей БЕРЕЗИН * В июне 2019 года кафедра социальной психологии Самарского университета провела международную научно-практическую конференцию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments