Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет девятый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет номер газеты. Центральная тема номера – ХХ Всероссийский библиотечный конгресс. Ему посвящена традиционная колонка министра культуры Ольги Рыбаковой. Об этом – редакционный материал «Мера истины»:

Истина, уговаривают нас конформисты, всегда где-то посередине. Наверное, они правы. Но середина эта какая-то непрерывно дрейфующая к худшему. Удастся ли остановить этот дрейф? Разобраться в смыслах, найти те правильные слова к обществу, к власти, к бизнесу, которые остановят, наконец, падение интереса к книге, к знанию, к творчеству.

Это читательский запрос к участникам конгресса. Если не вы, то кто? Если не сейчас, то когда?

[Читать далее]

Конгрессу посвящена и полоса «Культура и Общество», на которой – значительная по объему цитата из Региональной концепции конгресса и взгляд на проблему функционирования современных библиотек доктора филологических наук Михаила Перепелкина«Тишь моих библиотек»:

«Скажи, а ты ходишь в библиотеку?» Вопрос застал меня врасплох: «Я? В библиотеку? Да как вам сказать...». Сказать «нет» у меня просто не повернулся бы язык: как-никак, я же филолог и даже доктор этих самых наук. Сказать «да»? Но можно ли сказать «да», если я хожу туда раз или два в полгода, да и то – по каким угодно поводам, кроме самого прямого и главного – посидеть над книгой и пошелестеть страницами? И тогда я стал думать.

На полосе «Год литературы» – эссе Сергея Голубкова «Человек в мире пограничья», тему для которого автор взял из рассказа Нины Берберовой «Плач»:

Человечество опутано густой сетью различных границ: административных, военных, социально-экономических, психологических. Понятие границы приобрело и в литературной практике, и в литературоведении разное смысловое наполнение. Как компонент содержания литературного текста оно имеет самое непосредственное отношение к миру, отображаемому в художественном произведении.

Это мир, имеющий как видимые, так и невидимые, но ощущаемые границы, заслоны, пороги, разделительные линии, зоны запретов и табу. Границы между «своим» и «чужим», между явным и призрачным, пограничье между минувшим и настоящим, линии «водораздела» личностных сфер различных героев, зона конфликта отдельного человека и безликой толпы, героя и эпохи.

Но обсуждение итогов Конгресса – тема будущего номера. Событием же минувших двух недель редакция посчитала «Самарские музеи днем и ночью». Ночью в музеях корреспонденты газеты провели в Музее Модерна (Виктория Трифонова«Как найти модерн в Самаре») и галерее «Виктория» (Елена Богатырева«Куда бегут роботы»):

В анонсе Самарского центра робототехники «ВКонтакте» стояло: «16 мая 2015 года в Самаре в очередной раз пройдет международная акция «Ночь музеев», в рамках которой проект «Формирование кадрового потенциала для аэрокосмической отрасли через развитие технического творчества детей и молодежи в области робототехники. R2D2-Самара» и Центр мехатронных систем и робототехнических комплексов СГАУ будет принимать участие в выставочной экспозиции в галерее «Виктория».

Мне показался интересным эксперимент (заслуга в этом принадлежит галеристам) предложить на «Ночь музеев» программу, которая бы собрала и поклонников современного искусства, и любителей научно-технического творчества, и публику, просто ищущую новых впечатлений. Поэтому я решила провести ночь именно здесь.

Днем же искусствовед Валентина Чернова путешествовала по галерее «Вавилон», где открылась персональная выставка Дины Богусоновой. Результаты этого путешествия – в материале «Поток сознания, запечатленный в цвете»:

Дину можно смело назвать амазонкой. Ее эмали по-мужски технологичны, монументальны, обладают стихийной неистовой силой эмоций. Названия произведений «Метаморфоза I», «Метаморфоза II», «Сон в летнюю ночь» почти не передают накала переживаний, экспрессии чувств, безжалостно комкающих в складки металл. Она тонкий колорист, не любит яркого эмалевого блеска на панно, а любит фактуру меди или стали, экономно сплавляя ее с эмалью.

Газета продолжает рубрику «Год Победы», где публикует воспоминания о Великой Отечественной войне. Здесь интервью, которое скрипачка Маргарита Маслова дала Светлане Внуковой«Скрипка, фортепиано и война». Завершает монолог кинодокументалист и историк Самары Борис Кожин «И снова о войне»:

Вот сейчас всем будут давать подарки. Всем участникам войны. Я все время прийти в себя не могу от этих подарков. Кому вы будете давать подарки? Кому? Хочу я, ребенок войны, спросить. Кому? Их нет, их нет никого. Где вы были в 45-м? В 46 году, когда они были живы? Сегодня кому? Подойдите к Вечному огню – поглядите. Там написано: куйбышевцы – участники Великой Отечественной войны, герои Советского Союза. Там 203 фамилии. Где они? Они умерли. Один живой. Один! Один остался. Его фамилия Чудайкин. Он с 43-го года на войне. Почему с 43-го? Он молодой. Ему всего 90 лет. Всего 90! И по радио сообщили, что он едет на Парад Победы. Они ему дадут полюбоваться парадом в Москве. Нет, Красная площадь, конечно, не может вмесить всех. Всех приехавших. Он с женой туда едет. Он один остался. Где 203 человека? Где? Почему им не было воздано в 45-м?

На «Музыкальной площади» – рецензия на концерт «Любимая классика» в Самарской опере музыковеда, доцента СГИК Ольги Шабановой«Мир! Ты видишь Божество?». Здесь же – реплика «Музыка и ее рыцари» доцента СГИК Анны Лазанчиной на заключительный концерт абонемента Самарской филармонии «Прогулки по залам волшебного дворца».

Джазовый обозреватель Игорь Вощинин посвятил свою статью «Девушка играет на тромбоне» молодой исполнительнице Алевтине Поляковой, принявшей участие в абонементе Даниила Крамера. Виктория Трифонова взяла интервью у руководителя клуба самодеятельной песни «Самарские барды» Алексея Попова в связи с открытием нового «полевого» песенного сезона:

Газета продолжает публикацию материалов к юбилею Самарской филармонии. На этот раз слово – театроведу Светлане Хумарьян «На всю жизнь».

С музыкой связаны и публикации Натальи Эскиной на полосе «Культурологические штудии». Эссе «С соловьиного языка на язык Чайковского» напоминает о незаметной дате – 130-летии создания романса на стихи К. Р. «Растворил я окно…». Статья «Как наше слово отзовется» напоминает об актуальных проблемах зрительской/слушательской культуры:

«Ой, ну надо же! Нет, ну чё он ей сказал-то!»

Кто он? А кому – ей?

А это я сижу в нашем оперном. Снобистски удивляюсь доносящимся из зрительской гущи репликам. «Мальчишки отняли копеечку. Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича», – в зале неожиданно… смех! Люди, кажется, не очень понимают, что творится на сцене. Явно в первый раз пришли в оперный театр. Первая встреча с великой оперой Мусоргского. Ну что ж, все когда-нибудь бывает в первый раз…

На развороте «Театральный проезд» – рецензии на премьеры самарских театров. Главный редактор газеты пишет о спектакле академического театра драмы «Завтра была война» по повести Бориса Васильева:

Я не знаю, каким должно быть произведение о войне, чтобы сейчас, в 2015-м, я пережил то же, что в свое время я испытал после калатозовского фильма «Летят журавли», любимовского спектакля «А зори здесь тихие» или прозы Василя Быкова.

Всё так изменилось. Прежде всего, наверное, целевая аудитория, к которой обращаются авторы. Для них война – воспоминание, далекое или близкое, а для зрителей – в еще большей мере.

Уже минул левтолстовский классический промежуток между событием и созданием шедевра о событии. Уже ничего конгениального тому, что мы уже прочитали, увидели и услышали о той войне, не будет. Но будет что-то другое. Вот за этим другим я и пошел в академический театр драмы.

Маргарита Прасковьина побывала на спектакле театра «Самарская площадь» «Красное вино Победы» по новелле Евгения Носова. Галина Торунова свое эссе «Ностальгическое» посвятила памяти самарского композитора Леонида Вохмянина. Она же рассуждает о наиболее ярком спектакле завершившегося в Новокуйбышевске фестиваля «ПоМост: Провинциальные театры России» – «Фронтовичке» екатеринбургского «Коляда-театра»:

Самое сложное при создании спектакля – собрать все воедино, да так, чтобы это действительно было целостное, да еще и художественное явление. А собирать надо: текст первоначального источника, пространство, свет, цвет, звук, музыку, пластику и, самое главное, внутренние и внешние действия исполнителей, непосредственно обращаемые к зрителям. К тому же все должно быть наполнено смыслом (смыслами), то есть ничего лишнего, ничего случайного. Только тогда получится хороший спектакль.

Спектакль «Коляда-театра» «Фронтовичка» в этом смысле можно считать практически учебным пособием. Очень современным, внятным и простым. Правда, прост и внятен он становится для тех, кто умеет воспринимать текст сценического произведения, а не только следить за сюжетом и гадать, чем кончится.

На полосе «Человек культуры» – два дифирамба. Студенты и преподаватели филологического факультета Самарского государственного университета поздравляют с 85-летием Льва Григорьевича Кочедыкова:

Его имя в памяти почти у всех филологов-русистов, выпускников старшего поколения и не столь давнего прошлого, вызывает вполне определенные ассоциации. Это знаменитые диктанты, тайны транскрипции, языкознание. И, конечно, фразеология давняя научная страсть Льва Григорьевича, которая воплотилась не только в информативных, во многом уникальных словарях, и в многолетней работе студенческого семинара. Подбирая штрихи к портрету Льва Григорьевича, мы задумались: как выглядел бы этот портрет, если бы его создавали, например, в виде латинских крылатых изречений? И каждый бы смог добавить в эту мозаику свой фрагмент.

А пианист Сергей Загадкин, солист самарской оперы Василий Святкин и композитор Вячеслав Шевердин адресуют свое послание Марине Михайловне Монастырской:

Прими наши самые искренние поздравления с юбилеем и признание в глубоком уважении к тебе, профессионалу и человеку с сильным характером! Твои личные и деловые качества, организаторский талант и активная жизненная позиция всегда способствовали успешной реализации самых смелых проектов! Пусть сбудутся самые сокровенные желания и устремления, сохранится все хорошее, что есть в твоей жизни, и приумножатся мгновения радости, любви и оптимизма!

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments