Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Вышел в свет восьмой номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет номер газеты, посвященный священному празднику – Дню Великой Победы.

[Читать далее]

Ему посвящена традиционная колонка министра культуры Ольги Рыбаковой. Об этом – редакционный материал номера «День Памяти»:

И еще одно обстоятельство меня беспокоит. То, что к ветеранам войны следует относиться с почтением, запомнили – пусть не прочувствовали, не осознали, но хоть запомнили – практически все. Бесспорно, сейчас это самый мощный фактор, нормализующий духовную жизнь страны. А пройдет одно-два десятилетия (это я с учетом успехов отечественной геронтологии) – и как мы будем жить дальше?

Два разворота также отведены материалам посвященным Великой дате. Завершается цикл Михаила Перепелкина о самарских журналистах – участниках Великой Отечественной войны. Третья статья – «Пропавшие без вести»:

Некоторые из них выжили. Выжили чудом, даже если они в него и не верили. Вернулись по домам и успели сделать что-то еще. Другие – погибли: большинство – не дожив до тридцати, а те, кому повезло, – чуть-чуть за сорок. Третьи – пропали без вести. Впрочем, нет, не так, не совсем так. Без вести пропали не только те, кого разорвало на куски на минном поле. Без вести пропали и многие из тех, кто погиб или даже вернулся. Во всяком случае – для нас, вопреки всем нашим «никто не забыт и ничто не забыто». Забыто, еще как забыто. И что самое обидное – забыто там, где пошевели пальцем – и не пришлось бы потом охать и ахать, что вот, мол, был человек – и нет человека. И ничего от него не осталось – ни имени, ни года рождения и смерти, ни фотографии. Ну, или только какие-нибудь крохи.

Кинодокументалист и историк Самары Борис Кожин публикует первую часть своих воспоминаний о военном детстве «И снова о войне»:

Все говорят, что 9 мая 1945 года окончилась Великая Отечественная война. Этот день называется День Победы. Ничего подобного. Война не окончилась. Горько об этом писать. Праздник этот со слезами на глазах, и Великая Отечественная война не закончилась. И это не я один знаю, это знают десятки, сотни тысяч людей. Когда оканчивается война? Когда похоронен каждый погибший на войне. На любой. Даже на такой страшной, кровавой войне, как Великая Отечественная. Но у нас этого не произошло. Не хватило 70 лет со дня окончания этой войны. Чтобы всех похоронить.

Военные истории, связанные с судьбами их семей, рассказывают историк, доцент СамГУ Зоя Кобозева («Верочка») и филолог и тоже доцент СамГУ Татьяна Романова («Скромный подвиг»).

Здесь же глава из только что вышедшей книги ветерана самарской журналистики Георгия Спевачевского – «Тайна неизвестного парада»:

Всему белому свету известен всемирно-исторический Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. Это было великое торжество величайшей радости и гордости советского народа, победившего германский фашизм и освободившего Европу от коричневой чумы. И вдруг, оказывается, в 1945 году был еще один парад Победы! Года три назад, работая над одной книгой, я случайно наткнулся на такую фразу в архиве: «Парад союзнических войск состоялся в Берлине 7 сентября 1945 года».

И оба материала на развороте «Театральный проезд» – о фестивалях, посвященных 70-летию Победы. В первом апрельском номере мы познакомили читателей с концепцией музыкального фестиваля «Песнь торжества. Пришла пора подводить итоги. Слово – музыковеду, доценту СГИК Ольге Шабановой «Фестиваль Победы».

Завершился и новокуйбышевский фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России». О нем пишет Ксения Гаранина:

Удивительно, но в малюсеньком индустриальном Новокуйбышевске, вопреки всему, существует хороший театр и, самое странное, – есть свое театральное пространство. На одну апрельскую неделю стотысячный городок становится театральной столицей губернии, создавая замечательную творческую и дружескую атмосферу.

На «Музыкальной площади»«Концерт хорошего друга» доцентов СГИК Анны Лазанчиной и Дмитрия Дятлова о фестивале «Приношение Андрею Эшпаю», завершившемся в Самарской филармонии:

Фамилия Эшпай переводится с марийского как «хороший друг». Восприняв в пору ранней юности от отца любовь к народной песне и позже осознав фольклор как главный источник творчества, Эшпай претворяет и переплавляет его в самых разных жанрах от симфонического до эстрадного, от камерного инструментального до джаза, от оперетты до театральной музыки.

Музыковед Наталья Эскина посвятила свои материалы самарскому пианисту и композитору Вячеславу Шевердину («Вверх по лестнице мастерства и вдохновения») и концерту «Великий Вертинский», состоявшемуся в самарском Доме актера и подарившему несколько сюрпризов, приятных и не очень для меломанов.

На «Кинематографической набережной» – итоги ХХ Международного фестиваля «Кино – детям». На полосе «Год литературы» – эссе Сергея Голубкова «Писательский опыт социальной физиологии»:

У меня в руках только что опубликованный роман Михаила Веллера «Бомж». Автора представлять не надо: он известен и своими романами, и публицистикой, и построенной на забавном анекдоте новеллистикой, и страстными радиовыступлениями. Слово «бомж», вынесенное на обложку книги, тоже не требует дополнительных пояснений: оно сегодня, увы, на слуху и имеет вполне конкретную семантику. Тем не менее, разговор об этой книге заставляет вспомнить некоторые страницы истории отечественной литературы, ведь в романе описано явление, имеющее не только историческую, но и литературную «родословную».

Газета продолжает публикацию материалов к юбилею Самарской филармонии. На этот раз слово – нашему джазовому обозревателю Игорю Вощинину «Анонимка на Шаляпина»:

Тем, кто начал ностальгировать по прежним строгостям, где принято было вовремя сигнализировать, чтобы «не допущать», напомню эту историю. В Куйбышевском обкоме КПСС появилась анонимка с гневным осуждением самой идеи увековечения памяти русского певца. В письме строго напоминалось, что Шаляпин – эмигрант, который помогал деньгами бывшим белогвардейцам и в 1927-м был лишен ранее присвоенного ему звания народного артиста РСФСР.

На полосе «Человек культуры» – эссе искусствоведа Валентины Черновой о юбилее легендарного директора Самарского художественного музея Аннете Яковлевне Басс – «Портрет в интерьере музея».

На полосе «Культура и Общество» – эссе главного редактора газеты «Есть моменты, когда все удается. Не ужасайтесь, это пройдет»:

Основоположник оптимистической социологии, капитан ВВС США Эдвард Мёрфи вывел в конце 1940-х закон, сообразуясь с которым мы проживаем отпущенный нам срок. Даже если сам по себе нам этот закон совсем не нравится: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случится». Закон этот эмпирический, многажды проверенный, и все попытки его опровергнуть оканчивались неизменным фиаско. У нас появилась возможность еще разок испытать судьбу и бросить вызов нахальному янки.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры». Среди них – приглашение на отраслевое совещание в Алабинском музее:

Министерство культуры Самарской области обращается к представителям экспертного сообщества, учреждениям культуры, общественным организациям и инициативным группам, чьи интересы связаны с вопросами культурной политики, музейного строительства и развития инфраструктуры учреждений культуры, искусства и туризма г. о. Самара, с предложением принять участие в отраслевом совещании, которое состоится 14 мая 2015 года в 15:00 в библиотеке Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина.

Основной вопрос совещания: «Стратегии развития Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина».

В рамках дискуссии предполагается обсудить следующие проблемы:


  • миссия Музея Алабина;

  • музей как витрина города;

  • место музея в инфраструктуре учреждений культуры области;

  • взаимоотношения Музея Алабина с муниципальными, ведомственными музеями и частными коллекционерами Самары и Самарской области;

  • музей в туристской инфраструктуре Самары;

  • место музея в развитии исторического центра города;

  • музей как общественный коммуникационный центр.

Надеемся, что обмен мнениями поможет найти ответы на вопросы:


  • следует ли проводить ребрендинг музея и если следует, то каким образом?

  • музей Алабина или Губернский музей – какое название точнее отвечает цели и задачам главного областного музея?

  • областной историко-краеведческий музей и областной художественный музей: их развитие более эффективно, если они будут развиваться самостоятельно или в составе единого юридического лица?

  • какой вы видите роль промышленных и сельскохозяйственных выставок в работе музея?

Со своей стороны министерство культуры готово принять участие в софинансировании и административной поддержке наиболее интересных проектов, представленных в выступлениях на совещании.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments