Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет седьмой номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Вышел в свет последний апрельский номер газеты. Следующий – через три недели, 7 мая.

В этом номере – много материалов о культуре детства и ответственности взрослых за её содержание. Об этом – редакционный материал номера:

В стране – нехватка квалифицированных рабочих, и вместо того, чтобы создать грамотную идеологию, долгосрочную программу, мотивирующую к занятиям производительным трудом на заводах и фабрикам, чиновники сокращают количество бюджетных мест на гуманитарные специальности в вузах; вводят компетенции, на практике сводящие старшие классы школ, колледжей и лицеев к ФЗУ; выбрасывают из учебных программ всё, что имеет отношение к воспитанию души.

[Читать далее]

Итогам учебного года в образовательных учреждениях искусств и культуры посвящена традиционная колонка министра культуры Ольги Рыбаковой.

На полосе «Культура и Общество» – продолжение разговора на тему «Консерватория в Самаре». Отклики на публикации в двух предыдущих номерах газеты театроведа Светланы Хумарьян («Из искры может разгореться пламя»), музыковеда Натальи Эскиной («Нужны ли мы нам») и профессора СГИК, пианиста Сергея Загадкина («Ещё раз о культуре и искусстве»):

В названии вуза потеряно важнейшее слово – «искусств». Прошу использовать все возможности для восстановления названия начала 90-х, когда была создана новая, нужная для всех и эффективно работающая структура, ибо очень трудно объяснить абитуриентам и их родителям, что в институте культуры они получат то же образование, что в Саратовской консерватории или Уфимском институте искусств.

Не губите, мужики, не губите…

На развороте «Кинематографическая набережная» – пригласительный билет на ХХ Международный фестиваль «Кино – детям» и дифирамб Бориса Кожина бессменному президенту фестиваля Нине Шумковой, которая на этих днях отмечает 25-летие своего пребывания на посту председателя Самарского областного отделения Союза кинематографистов России – «Нина Шумкова – человек вне времени»:

Шумкова – человек большого вкуса, огромного таланта, человек очень высокой квалификации. Человек, который прекрасно понимает, что такое документальное кино. Она вместе с документальным кино разгадывает и разгадывает загадку: кто такой человек? Думаете, разгадает? Нет! Но стремиться к этому надо. Этим и занимается Шумкова. Всегда.

На полосе «Человек культуры» – дифирамб Михаила Перепелкина создателю и директору Детской картинной галерее Нине Иевлевой, празднующей в эти дни свой юбилей, – «День ангела, которого нельзя съесть»:

Будете в городе – зайдите в музей «Детская картинная галерея». Спутать вы его ни с чем не спутаете. Увидите сказочный домик и детские рисунки на заборе – это он и есть. Билет стоит примерно столько же, сколько рожок мороженого. Отложите мороженое на другой раз – купите билет. И знайте, что все это – она, Нина Васильевна Иевлева, тот самый человек, с которым раскланиваются, увидев ее за триста метров, все на свете карандаши и краски.

Самарская интеллигенция – вторая сквозная тема номера. На полосе «Культурологические штудии» – интервью, которое Светлана Внукова взяла у Екатерины Бакшутовой, кандидата психологических наук, декана факультета психологии ПГСГА и лауреата Губернской премии в области науки и техники, которую получила за цикл трудов о российской интеллигенции. Интервью называется «Отечественная интеллигенция. От Революционера до Хранителя»:

У нас интеллигенция никогда не была свободна от государства. Но в советские годы эта проблема даже не обсуждалась, потому что тогда сто процентов образованных были встроены в госсистему. Советскому государству понадобилось просвещенное сословие. И советская власть начала обучать людей. Поскольку слово «интеллигенция» было дискредитировано известной фразой о том, что интеллигенция никакой не мозг, а нечто прямо противоположное, в 20-е годы придумали для сословия этого новое название – «техники социальной работы». И стали этих техников производить. Это было настоящее произведение искусства – советская интеллигенция! Позже родится миф о преемственности дореволюционной и советской интеллигенции. На самом деле, советская интеллигенция появилась из ниоткуда: рабфак, институт. Советское образование создало советскую интеллигенцию. Это были модернизаторы, и постепенно всех их встроили в государство. Через союзы писателей, композиторов, архитекторов. Причем так встроили, что до 50-х годов о какой-то серьезной оппозиции власти и говорить не приходится. Иосиф Виссарионович просто не давал продохнуть.

Газета продолжает публикацию материалов юбилею. На этот раз слово – культурологу Елене Бурлиной «Имени Гилария Варьевича Беляева»:

Он был так разносторонне одарен, трудолюбив и человечен, что кто-то справедливо сказал о нем: «Человек, поцелованный богом». Он ушел из жизни еще полным сил, в 2005 году. Его помнят и чтят. Одна из музыкальных школ Самары носит его имя. Жаль, правда, что не назвали его именем филармонию в Самаре. Пока не назвали?

На «Музыкальной площади» – рецензия Натальи Эскиной «Закон сохранения пианистического вещества» на концерт Павла Назарова:

За что мы так любим Пашу? И почему – «Паша»? Что это – фамильярность или Имя?

Закон сохранения пианистического вещества: где сколько чего убудет, в другом месте столько того же и прибудет.

Нет Рихтера… Нет Гилельса… Никто уже не скажет: «Сегодня у Славы концерт». Или: «Пойдешь Милю слушать?» Да и не представляю себе, кто бы, кроме Нейгауза, такое мог сказать. А Паша есть, нам на радость и в утешение. «Завтра Пашин концерт». И никто не спрашивает: какой Паша? Никто ведь в Москве не спрашивал, какой Миля?

Будем скромнее: Назаров – не Рихтер и не Гилельс. Глухая слава провинции со столичным Славой сравниться не дает. Правда, пианисты – вообще вне сравнений. Это штучный товар (если они вообще – товар), каждый – сам себе имя. И любимый Димочка, и ангелоподобный Коля, и Сережа со своим отточенным мастерством. Нужны ли нам фамилии? Или и так понимаем, о ком речь?

Основные события на «Бульваре искусств» – рецензии Валентины Черновой на персональные Владимира Башкирова в выставочном зале Союза художников («Нестареющая природа в живописи художника») и Михаила Шульпина в галерее «Вавилон» («Образ Венеции для России»):

Сам Михаил Шульпин, словно тень ветра, нигде не обнаружен, не зарегистрирован. Его нет в соцсетях, нет в каталоге творческих союзов. Он не упоминается в справочниках общественных организаций, не значится в интернет-галереях, продающих работы русских мастеров за рубежом. Он не связан взносами, обязательствами, службой в учреждении. Свободен! Его синоним – свобода! А это позволяет надеяться на новые встречи и открытия.

На развороте «Театральный проезд» – аналитическая статья Натальи Эскиной «Тангейзер: а судьи кто?»:

Фантастическая ситуация вокруг «Таннгейзера». Бестолково окружили великое вагнеровское создание толпящиеся у его подножия судьи. Тычут пальцем в непонятное. А чего тычут? Они же оперу не знают, текста либретто не читали, а если и читали, не представляют, о чем Вагнер писал, потому что, как говорится, «не в теме», не знают, кто такие миннезингеры, а если и знают, то понаслышке.

Рядом – рецензия Софьи Сараевой на премьеру Самарского театра кукол «Гуси-лебеди» – «Две истории»:

Иван Мокроусов рассказывает о выборе произведения для своей первой режиссерской работы и о его адаптации для зрителя любого возраста: «Эта сказка сама по себе интересная – поучительная, но не назидательная. Простая и хорошая, а главное, веселая. В любой хорошей пьесе всегда есть две истории: одна история непосредственно про гусей-лебедей, но есть еще одна, которую видят зрители постарше. О том, как люди ссорятся, но, делая общее дело, они понимают, что ссоры – это не очень хорошо, и в конце мирятся. Совместное творчество облагораживает. В этом и заключается специфика: нужно самим получать удовольствие. Вот мы думаем, что дети-то этого не поймут. А дети умнее нас во многом. Поэтому они поймут всё, другое дело, что на доступном себе уровне. Врать не надо и халтурить не надо. Если честно работать, то интересно всем».

На развороте «Год литературы» – эссе Сергея Голубкова «Людская суета вокруг крокодила»:

Бестиарий русской литературы весьма обширен и разнообразен: сказочные Жар-птица, Лиса Патрикеевна, Сивка-бурка, и ершовский Конек-горбунок, и щедринские Премудрый пескарь с Карасем-идеалистом, и толстовский Холстомер с купринским Изумрудом, и изысканный жираф Гумилева, и кролики и удавы Фазиля Искандера. Корней Чуковский выпустил в литературное пространство разношерстных (в буквальном смысле этого слова) пациентов Айболита, которых заботливый доктор лечит, как помнится, шоколадом и гоголем-моголем. А строчки из «Тараканища» памятны многим поколениям читателей. У всех этих персонажей разные литературные функции, разные способы художественного воплощения.

Близится 70-е Победы. На развороте, посвященном Великой дате, – продолжение цикла Михаила Перепелкина о самарских журналистах – участниках Великой Отечественной войны. Герой публикации – Иван Горюнов.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments