Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Вышел в свет шестой номер областной газеты «Культура» за 2015 год

В Самаре – Музыкальная весна!

Вы заметили, что ни зима, ни лето, как правило, музыкальными не бывают? Зимой нужно пережить холод, летом насладиться теплом, а вот в промежутках, когда стихии еще не набрали сил и только определяются, чем бы удивить человечество, последнее желает жадно потреблять мелодии – классические, эстрадные, оперные, симфонические, песенные, джазовые, потому что единственно в них и находится та энергия, которой будет жить человек пляжные/лыжные сезоны. Весной музыкантам можно все.

[Читать далее]

75 лет назад была создана Самарская государственная филармония. Поздравление ей – в традиционной колонке министра культуры Ольги Рыбаковой.

Газета продолжает публикацию материалов юбилею. На этот раз слово – нашему джазовому обозревателю Игорю Вощинину «Чудеса капитального ремонта». Игорь Сергеевич выбрал для воспоминаний «эпизод, к музыке и журналистике непосредственного отношения не имеющий, но связанный с невольным участием автора этих строк в судьбе филармонического здания на углу улиц Льва Толстого и Фрунзе. Я оказался вовлечен в историю, финалом которой стало строительство нового здания концертного зала. Тогда, когда была похоронена бредовая идея латания дыр и ремонта старого театра-цирка «Олимп», который Шаляпин назвал конюшней. В начале семидесятых я работал в должности главного инженера проекта (ГИПа) института «Куйбышевгорпроект»…»

Ровно половина «Музыкальной площади» – о симфоническом концерте в филармонии с участием петербуржского Александра Чернушенко – в материале кандидата культурологии Ольги Шабановой «Сорок третьи опусы в концерте петербуржцев»:

В Самарской филармонии в исполнении петербуржцев – пианиста ПАВЛА РАЙКЕРУСА и дирижера АЛЕКСАНДРА ЧЕРНУШЕНКО – прозвучали «тяжеловесы» мирового концертного репертуара: два 43-х опуса – Вторая симфония Яна Сибелиуса и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

Эти «последние могикане» эпохи «национального романтизма», захлестнувшей Европу во второй половине ХIX века, принадлежат к одному поколению, а положение сорок третьих опусов в их творчестве тождественно «с точностью до наоборот». Путь Сибелиуса к осознанию и сотворению себя как национального финского художника начинался Второй симфонией (1902). Рахманинов в «Рапсодии» (1934) едва узнаваем. Возможно, это самое «нерусское» из поздних сочинений едва ли не самого «русского» из отечественных композиторов.

На второй половине полосы – эссе музыковеда, кандидата искусствоведения Натальи Эскиной «Самарский юбилей Баха»:

Тринадцать лет назад неожиданно для себя обнаружила: я – председатель Баховского общества в Самаре. Как это произошло, и в свое-то время не заметила, а теперь, за давностью лет, тем более не помню. Стала оглядываться, ища других участников виртуального братства. Виртуального – потому что объединение вокруг любимого композитора не имеет под собой никакой бюрократической основы.

Близится 70-е Победы. Разворот, посвященный Великой дате, отдан материалам о фестивале оперного и балетного искусства «Песнь торжества»:

Несмотря на суровость времени, культурная жизнь запасной столицы поражает! Фестиваль напомнит только об одном направлении – оперно-балетном, которое очень точно отражает величие духа победителей вселенского зла – фашизма.

На развороте «Театральный проезд» – две рецензии кандидата филологических наук Галины Торуновой – на премьеру спектакля «Пустошь» в театре «Камерная сцена» и спектакль новокуйбышевского театра-студии «Грань» «Таня-Таня»:

Они говорят, говорят о любви, но никто никого не слышит. И все несут чушь, сквозь которую я слышу цитаты из Чехова, Островского, Маяковского. В финале они неожиданно сядут спокойно: Иванов с Таней, Охлобыстин с Зиной и Мальчик рядом, а Девушка робко где-то сбоку. И будут говорить о том, что в Крыму – хорошо и в Бибиреве – хорошо, на разные лады повторяя, как бы заклиная: «Хорошо!». А может, действительно – хорошо? Ведь есть же хорошие спектакли, и весна на дворе. А у четы Бокурадзе родился сын, Марк. Помните, в одной тоже старой песне поется, что «Я люблю тебя, Жизнь… и это чудо великое – дети». Хорошо…

Основные события на «Бульваре искусств» – фотовыставка журнала ELLE в Самарском художественном музее, по которой прогулялась Ксения Гаранина, и выставка «Её глазами» в «Новом пространстве» областной универсальной научной библиотеки, рецензия на которую подготовлена искусствоведом Валентиной Черновой:

В целом весенняя выставка произвела впечатление яркого живописного сада. А художницы, словно садовницы, высаживают разнообразные цветы – свои картины, гобелены, керамику.

В изначальном значении сад воплощает образ божественного мира, отделенный от недружелюбного человеку пространства. И вот этот живописный сад представляет нам все, что радует человека, – деревья в их разнообразной поре, реки, цветы и птиц, наполненные красками и благоуханием плоды земли, музыку, плюс радостные лица людей. Иными словами, красочный сад, созданный женщинами из образов природного и человеческого бытия и как бы представляющий жизнерадостную картину мира, услаждает на выставке «Ее глазами» все пять чувств. Он становится буквальным воплощением понятия «культура» в его первом значении – «возделывание».

Для женщин-художников искусство – это благодатный материал, изначально живописный, позволяющий во время творчества отдаться экспериментальному восприятию мира, раскрыть во всевозможной полноте его чувственную и видимую красоту. Проект чрезвычайно результативный, интересный, перспективный и консолидирующий женщин.

На развороте «Год литературы» – эссе Натальи Эскиной «Квадрига русских опер»:

Отпраздновали день рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. 171 год – цифра не юбилейная. Неправильная какая-то. Но что поделаешь, в любой год Римский-Корсаков особо дорог русскому сердцу. Был бы первым русским композитором, кабы не Чайковский да не Мусоргский с Бородиным. Но и среди отечественных оперных гигантов Римский-Корсаков как-то по-особому любим и дорог.

Самарскому сердцу тоже необыкновенно дорог. Вот скоро пойдет на фестивальной сцене его «Царская невеста» – хотелось бы сказать, лучшая русская опера. Лучшая, кабы не «Пиковая дама», да не «Борис Годунов» с «Князем Игорем».

Рядом – интервью, которое доктор филологических наук Татьяна Казарина взяла у своего коллеги, доктора филологических наук Николая Рымаря«Филолог совершенно необходим сегодня, чтобы культура не умерла совсем»:

В кризисные моменты, а мы живем как раз в эпоху кризиса европейской культуры, когда обнаружилась неспособность этой культуры дать надежные ценностные ориентации для личности, рефлексия над языком составила основное содержание гуманитарных наук. Проблема языка – это проблема отношений человека с миром и с самим собой; на другом уровне – это проблема отношений субъекта и текста.

Это проблема нашей эпохи, и филология сейчас просто необходима: она заставляет человека думать не только прагматично. Филологи призваны как раз создавать культуру понимания слова, культуру поиска смысла того, что мы делаем каждый день. Филолог живет одновременно в разных эпохах, в каждой из которых решалась, и главным образом всегда как-то иначе, проблема человека.

На полосе «Культура и Общество»редакторская публикация «Культура раздора»:

Было бы нелепо предположить, что моя реплика по поводу перспектив непоявления в Самаре консерватории останется без внимания. Действительно, позвонили, написали, прокомментировали все, кого эта тема остро волнует. И таких ожидаемо оказалось очень много. Но, беседуя, я столкнулся с проблемой, о существовании которой если и предполагал, то не решался произносить вслух или написать: современная российская власть использует культуру как инструмент разъединения нации.

На полосе «Человек культуры» – репортаж кандидата исторических наук Раисы ПОДДУБНОЙ, совершившей в составе экспедиции путешествие по аксаковским местам Поволжья.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment