Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет пятый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Номер праздничный – 25 марта страна отмечает День работника культуры России. Об этом – редакционная статья, поздравления министра культуры Ольги Рыбаковой, и, безусловно, весь номер газеты.

Но какой же праздник без обсуждения острых проблем развития? На повестке дня – кадровый вопрос. На полосе «Культура и Общество»редакторская публикация «Серьезные кадры решают серьезное»:

Одна из самых недооцененных новостей минувшего года в сфере культуры – возвращение Самарской государственной академии культуры и искусств ее прежнего, казалось, навсегда забытого статуса института культуры – советского «кулька».

Проблема не только в том, что из титла дружным строем ушли искусства. Наиглавнейшая беда в том, что «сильная и просвещенная» Самара, похоже, еще на полвека лишилась надежд на обретение консерватории и театрального института, без которых никакого прогресса в развитии культуры достигнуть не представляется возможным.

[Читать далее]

Близится 70-е Победы. Первый из разворотов, посвященных Великой дате, разделили очерки «Клава» кандидата исторических наук Зои Кобозевой, который вышел под рубрикой «Микроистории», и «Чтобы – «Крым наш»!» Им доктор филологических наук Михаил Перепелкин открывает новый цикл о самарских журналистах, погибших на Великой Отечественной войне. Герой публикации – Леонид Кацнельсон:

Тысячу раз был в холле первого этажа самарского Дома журналиста и литератора, но никогда не обращал внимания на небольшую мемориальную доску у лестницы, а тут – встретился с ней «лоб в лоб»: «Куйбышевские журналисты, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны» и – одиннадцать фамилий.

Газета продолжает публикацию материалов к 75-летнему юбилею Самарской государственной филармонии. На этот раз слово – руководителю регионального управления Роскомнадзора, члену Союза журналистов России Светлане Ждановой «Фантом счастья»:

Десять лет тому назад меня попросили написать что-нибудь о Марке Викторовиче Блюмине, я как-то не удосужилась спросить: почему, собственно, я? Но написала. И снова вот пишу о Блюмине и о старой филармонии, ставшей для меня гением места. Ее нет в физическом смысле, но я вижу ее и сегодня, чувствую, как юность, как первую любовь.

Рядом с этим материалом – колонка «Филармония. День за днем». На этот раз – годы 60-е.

На «Музыкальной площади» – очерк Игоря Вощинина «Круглый пятерочник Даниил Крамер» к юбилею известного джазового музыканта, организовавшего в Самаре два филармонических абонемента и весенний фестиваль:

Во время обсуждения юбилейного материала главный редактор сказал: «У Крамера вообще-то в нашей газете – постоянная прописка». Отчасти так оно и есть: у Даниила в Самаре два филармонических абонемента, фестиваль, да разовые выступления, да Тольяттинская филармония. Но главным героем газетных публикаций, радио- и телепрограмм становятся отечественные и зарубежные исполнители, им приглашенные, а Даниил присутствует как организатор выступления и партнер именитого гостя. При этом материала о многогранном творчестве Крамера-музыканта и о нем как об интереснейшей личности не было. Так что проявившиеся в биографии музыканта две пятерки, наверное, хороший повод для восполнения пробела.

Кандидат культурологии Ольги Шабановой побывала на филармоническом концерте известного самарского пианиста. Результат – аналитический материал «Немецкая баллада Николая Фефилова»:

При внешней многосоставности это удивительно единая, в своем роде монографическая программа. Из ее общей логики странно выпадает лишь Чайковский, чье присутствие в обществе трех немецких музыкантов показалось все же необычным. Блестящая концертная транскрипция с патетической кульминацией в знаменитом Andante maestoso в качестве грандиозной «коды» вечера озадачила резким переключением не только на иной стиль, но и на иной жанр и тон общения с аудиторией.

Обнародована новая концепция Грушинского фестиваля. Наш корреспондент кандидат исторических наук Виктория Трифонова попросила Бориса Кейльмана прокомментировать документы, принятые советом фестиваля («Лучше меньше, да лучше»):

– В прошлом году – после длительных переговоров и обсуждений – Грушинский фестиваль вернулся на свое место, на Мастрюковские озера. При этом в программе фестиваля оставили все сцены, что и создало так называемую «инфляцию аудитории». Это снизило качество концертов, в некоторой степени повлияло и на качество аудитории – много случайных людей, не ведающих, что такое Грушинский фестиваль. Тем более нельзя говорить о соучастии зрителей в концертах, а это и есть основа авторской песни. Мы посчитали, что нужно поражать зрителей качеством концертов, а не их количеством.

На развороте «Театральный проезд» – рецензия кандидата филологических наук Татьяны Журчевой на премьеру спектакля «Черный монах» в театре «Актерский дом» – «Historia morbi»:

Сочинив свою собственную «необычайную историю», режиссер попытался увести нас в область мистического. Наверное, это нынче актуально: кризисное время неизменно заставляет людей искать объяснение неразрешимых противоречий жизни в злонамеренности таинственных сил. Искать – да. Но едва ли находить. Чеховские загадки остались неразгаданными. Впрочем, имеют ли они разгадку? И порой задаваться вопросами гораздо важнее, чем на них отвечать. Молодой режиссер, вступая на профессиональный путь, начал сразу с самых сущностных вопросов, ответы на которые ищутся всю жизнь. Можно лишь порадоваться его смелости и смелости поверивших ему актеров. Пусть не утратят они способности видеть Черного монаха и потребности искать ответы на неразрешимые вопросы.

Маргарита Прасковьина побывала на премьере учебного театра СГИК, редко привлекающем в последнее время внимание самарских журналистов. «Дом, который построил Турчин» о новой интерпретации пьесы А. Арбузова «Этот старый милый дом»:

В кругах советской богемы Арбузов почетом не пользовался. Неприятным словом «арбузятина» называли его похожие на сказки лиричные пьесы, которые не могли похвастать ни вампиловским экзистенциальным надрывом, ни володинской бытовой остротой. Сейчас творчество Алексея Арбузова вновь востребовано, в том числе – и на самарской сцене. Наверное, общество потребления все еще по инерции стремится к миру, населенному бескорыстными персонажами, чуждыми цинизму и алчности.

С ними соседствуют репортажи Маргариты Прасковьиной с вечера памяти Олега Свиридова и заведующей литературно-драматургической части СамАрта Елены Ползиковой с «Золотой Маски», в которой театр принял участие со спектаклем «Сторожевая собачка».

Полоса «Бульвар искусств» подготовлена искусствоведом Валентиной Черновой, на ней – рецензии: «ГенГриг – график из ХХ века» – на юбилейную персональную выставку графика Геннадия Коновалова в Самарском художественном училище имени К. С. Петрова-Водкина;: «Уильям Хогарт – основатель национальной школы английской живописи» – на выставку графики в Самарском художественном музее и «С чего начинается образ Отечества?» – на выставку пензенских живописцев Владимира Пентюха и Натальи Непьяновой в галерее «Вавилон».

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Василий Яновский и его зеркала времени»:

Василий Семенович Яновский (1906 – 1989) принадлежал к младшему поколению первой волны русской литературной эмиграции ХХ столетия. После В. С. Варшавского, написавшего о своих современниках и сверстниках специальную книгу очерков, эта генерация писателей стала именоваться «незамеченным поколением». Из дымки давних и непростых лет, прожитых этих поколением, проступают ныне полузабытые писательские лица, абрисы драматических творческих судеб, странные названия малознакомых книг.

Многие имена этих литераторов, как и названия их сочинений, мало что говорят современному читателю, живущему своей взбалмошной, суетной жизнью. Осмысление художественного наследия писателей второго и третьего ряда стало уделом узкопрофильных специалистов, дотошных историков литературы, обнаруживающих в старых архивах интересные свидетельства канувшей в Лету эмигрантской литературной жизни.

В «Культурологических штудиях» – эссе:


  • Екатерины Спиваковской «Живые и мертвые»:

Теперь я понимаю, что умирать можно сколько угодно раз, а главное – можно потом снова жить, хотя эта способность дана далеко не каждому. Но русские писатели умели ее тренировать и накачивать, как мышцу. Впрочем, мышцы они накачивали вполне каноническим способом. Например, Чехов, который по причине своего не так давно запатентованного литературоведами цинизма тоже наверняка жив, благополучен, вяло морочит голову какой-нибудь милой девушке наподобие Лики Мизиновой, качает штангу и бросит заниматься этим лишь незадолго до путешествия с Ликой в Крым, того самого путешествия, во время которого он скажет ей нечто ужасное.


  • Натальи Эскиной «Через одно рукопожатие»:

По известной теории, через шесть рукопожатий можно выйти на любого из ныне живущих. Да и не живущих… Например: я училась у Алексея Васильевича Фере. Он в молодости дружил с Черкасовым, Мравинским, играл в четыре руки с Шостаковичем. В детстве играл Льву Николаевичу Толстому. Видел Николая Второго, и тот погладил мальчика по голове, спросил, как его зовут. И сказал: и у меня сын Алеша…

На полосе «Человек культуры» – дифирамб Галине Торуновой от художника театра и кино Сергея ФЕВРАЛЕВА «Дар во благо» и статья Анны Лукьянчиковой памяти первого директора Тольяттинского музыкального училища Бориса Абрамова «Такой уникальный был человек…»

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Музей, которого нет

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * В канун Дня музеев поговорим о некоторых музеях, навсегда исчезнувших или так и не появившихся на улицах Самары, в ее…

  • В поисках совершенства

    Валентина ЧЕРНОВА * В галерее «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки развернута посмертная…

  • Жил-был чудак

    Зоя КОБОЗЕВА * Жил-был дурак. Он молился всерьёз (Впрочем, как Вы и Я) Тряпкам, костям и пучку волос – Всё это пустою…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment