Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет четвертый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Традиционный мартовский номер газеты: поздравления редакции, поздравления губернатора, отчет о итогах акции «Женщина года». И конечно множество статьей, авторы которых – представительницы прекрасной половины человечества.

[Читать далее]

Публикация доктора философских наук Елены Бурлиной «Время запасной столицы. Воображаемый музей» продолжает рубрику «О филармонии с любовью», посвященную её 75-летнему юбилею:

Вспоминаю строчки Андре Мальро, культуролога, легендарного министра культуры Франции, создателя сети провинциальных музеев и концертных залов в современной Европе: город начинается с воображаемых, «имажинарных» музеев и школ. До поры до времени они могут располагаться на страницах книг, журналов, газет или в экспонатах, в которых закодированы смыслы. Без сохранения времени и проектов будущего – нет города. Это – альфа и омега современного понимания культуры.

Хочется внести еще несколько тем в этот «воображаемый музей филармонии». В память о тех, кто создавал поколения самарской интеллигенции.

Рядом с этим материалом – колонка «Филармония. День за днем»:

На полосе «Событие месяца» – репортаж Виктории Трифоновой с гала-концерта II Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России»

Соседняя полоса «Культура детства», подготовленная Валерией Комисаровой делят итоги традиционного конкурса молодых музыкантов имени А. Ф. Лаговской – на лучшее исполнение концерта с симфоническим оркестром, репортаж с концерта «Дети дружат на планете» и информация о премьере народного театра «Секрет» ДК «Тольятти» – «Снежная королева».

На развороте «Театральный проезд» – рецензия кандидата культурологии Ольги Шабановой на премьеру вечера камерных опер в Академическом театре оперы и балета – «Два Intermezzo и Сurtain-Raiser»:

Одноактные оперы – довольно чувствительная проблема для оперных театров. С одной стороны, классическая «одноактовка» содержит от 50 до 70 минут чистой музыки и представляет собой полноценную оперу в миниатюре. И если симфоническое произведение такой протяженности считается «большим», то для оперы этого однозначно мало. С другой стороны, совсем отказываться от «малых опер» просто обидно, потому что большинство из них – настоящие шедевры в своем жанре.

И два мнения о спектакле СамАрта «Дневник Анны Франк» по пьесе А. Волошиной:


  • самарского раввина Моше Эстрина

Я думаю, что спектакль попал в точку. Было две Катастрофы. В одной погибли евреи, с пейсами и без, и там мы говорим о своем, там надо понять, что катастрофа не началась с Гитлера и, кто знает, им ли закончится. Но была еще одна Катастрофа, катастрофа европейского светского гуманизма. Выяснилось, что чтение Шиллера и Гете, Канта и Фихте, великая, без кавычек, культура способны породить и такое. Да может ли она не порождать такое? После катастрофы ответ уже не однозначен.


  • и главного редактора газеты:

Я с опаской шел на спектакль: уж слишком много в последнее время появилось разного рода спекулянтов на теме Шоа *. Огромное количество фильмов, спектаклей, книг являют собой трогательные мелодрамы, низводящие в конечном итоге одну из величайших трагедий мировой истории до обязательного ритуала, перестающего трогать и ум, и сердце.

К счастью, мои опасения не подтвердились. СамАрт предложил символическое решение темы, бесконечно далекое от упрощений и розовой жижи. В каком-то смысле история, рассказанная Асей Волошиной и поставленная Екатериной Гороховской, едва ли не жестче истории Ани Франк.

На «Музыкальной площади» – репортаж Игорем Вощининым с презентации цифрового звукового альбома «Джаз в Самаре завтра», рецензия Натальи Михайловой на органный концерт в самарской кирхе «В преддверии баховского юбилея» и итоговый материал Екатерианы Выровцевой и Виктора Животовского о Зимнем Грушинской фестивале – «Вместилище невыдуманной сказки».

На «Бульваре искусств» – рецензия искусствоведа Валентины Черновой «Жизнь и жизнеподобие в живописи» на персональные выставки Елены Макеевой в выставочном зале Союза художников и Натальи Суботиной в самарском Доме актера:

На соседней полосе – аналитическая статья Олега Горяинова «Как теории авангарда (не) встраиваются в отечественный интеллектуальный ландшафт»:

2014 год, несмотря на бездонность культурной ямы, явленной как никогда ранее, оставил после себя на редких полках книжных магазинов несколько позиций, которые представляются не иначе как «цветами зла». Настолько они вопиюще вызывающи в своей (кажущейся) неактуальности содержания и заявленной проблематики.

Возьмем для примера три языковые традиции, представленные в ставших уже классическими работах Розалинды Краусс, Тьерри де Дюва и Петера Бюргера. Книги «Фотографическое: опыт теории расхождений», «Именем искусства. К археологии современности» и «Теория авангарда», ставшие, наконец, доступными русскоязычному читателю, не столько восполняют пробел в теоретической литературе по современному искусству (сложно говорить о восполнении того, что представляет собой «черную дыру»), сколько совершенно в ницшеанском духе «несвоевременных размышлений» поднимают вопросы, которые, казалось бы, совсем не резонируют с местным исследовательским пейзажем. Иначе говоря, после перевода на русский язык эти тексты по-прежнему говорят с нами на каком-то малопонятном, во многом «иностранном» языке.

На полосе «Культура и Общество»редакторская публикация «Тройчатка» о проблемах проведения Года литературы:

Объявленное президентом Путиным гуманитарное трехлетие – из тех редких лекарств, приема очередной порции которых ждешь с радостным томлением.

Но вот завершился Год истории, и в качестве одного из его итогов явлено новое художественное направление – «патриотический реализм», куда более мрачное, чем его старший брат, реализм социалистический.

Позади Год культуры – и прахом развеялись все надежды на то, что Власть перестанет относиться к культуре как к отрасли, за развитие культуры станет персонально отвечать как минимум вице-премьер, финансироваться она будет не по остаточному признаку…

Наступил срок последнего компонента «тройчатки» – Года литературы, и по тому, как он начался, у меня уже нет сомнения: и это лекарство болезнь не вылечит. А то, что общество больно, – сомнений, думаю, не вызывает.

Отчего же лекарство не действует? Рецепт-то отменный.

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Литературная мода: и мини, и макси»:

На полках магазинов и библиотек регулярно появляются новые книги, в журналах печатаются новые произведения. Этот, на первый взгляд, хаотичный поток текстопорождения, тем не менее, обладает признаками вполне поддающегося осмыслению процесса. Литература как целое всегда процессуальна.

В «Культурологических штудиях» – статья доктора философских наук Владимира Конева «Левиафан по Звягинцеву»:

Так кто же Левиафан? Вряд ли это власть и государевы люди. В беспределе, который, конечно, ужасен, но гнусен, потому что не просто бесправен, а цинично извращает закон и право, и они сами это знают. Тогда, может, это церковь, Бог, храм которого оказался построенным на месте разрушенного дома местного Иова? Вряд ли. Церковный иерарх хоть и появляется в кадре рядом с мэром, чтобы поддержать его напутствием, в речах владыки нет и намека на пафос слов «реального» Бога книги Иова. Но прав ли тогда Звягинцев, называя свой фильм «Левиафан»? Прав, прав, тысячу раз прав!

На полосе «Человек культуры» – дифирамб Николаю Рымарю от культуролога Валерия Бондаренко «Человек, который открыл мне иные миры»:

Он ничего не проповедовал. Он читал лекцию, и это усиливало твое экзистенциальное беспокойство по поводу того, что все не так. Все радикально не так! За фасадом этого чудесного кукольного театра таятся зловещие тени! Но одновременно с метафизическим подозрением сосуществовало чувство, что ты обрел дом. Поразительно. Два таких контрастных ощущения. Понятно было, что надо провести жизнь с Новалисом и Гёльдерлином и что проблема бесконечного в конечном – это главная проблема человеческой жизни.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресам: http://sjrs.ru/news/1898/ и на http://samcult.ru/.



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Умер Владик Никифоров

    Умер сегодня утром. После тяжелой продолжительной болезни. Светлый человек. Душа компании. Его колоссальная энергия многих спасала от тоски, от…

  • «Предназначенное расставанье обещает встречу впереди»

    Татьяна ПЕТРОВА * Самара. Звонок телефона, около 23:00 вечера. Поднимаю трубку: «Таня, здравствуй!» – «Здравствуйте,…

  • Pars pro toto…

    Pars pro toto – часть вместо целого. Неоконченный шедевр, хранящий свою тайну. «Почему рука мастера перестала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments