Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Счастье и тревоги потребителя

Четверть века нас убеждали, что высшее предназначение современного человека – участие в строительстве потребительского рая и достичь этой цели скорейшим путем можно, научившись филигранно переставлять числа в столбцах таким образом, что те, вступая друг с другом во взаимодействие, будут непременно увеличиваться. Эти-то увеличивающиеся цифры и принесут тот самый золотой ключик, которым открывается дверка в тот самый рай.

[Читать далее]

Двадцать пять лет нам доказывали, что работают – «мужики», а «господа» жонглируют цифрами. Причем это правило экстраполировали буквально на все сферы жизни. Россия сделалась страной спекулянтов. Не купцов и уж тем более не инженеров, философов, математиков, рабочих – спекулянтов, ростовщиков и регулировщиков спекулянтской жизни.

Престижно стало учиться на факультетах государственного управления. Как грибы после дождя множились школы рантье, называемые ныне Forex Club.

И свободное время тоже оказалось необходимым исключительно для потребления. «Хором поют» только неудачники и те, кто «мимо унитаза», за что спасибо Михаилу Булгакову и особенно Владимиру Бортко: воплощенная ими художественная метафора оказалась очень умело используема творцами теперешних стратегем.

Один из прежних самарских губернаторов так и написал в предисловии к книге о событиях своей романтической молодости: я за запахом тайги не бегал – я учился считать.

Когда-нибудь вся эта счетоводческая конструкция должна была рухнуть, и она рухнула. Что там изменилось у самих «счетоводов»? Да ничего, наверное. А у тех, кто преданно внимал их мантрам, стало тотально не хватать денег.

Вроде бы нужно открывать новые предприятия, но на рынок труда все прибывает и прибывает новый товар. Нужно бы более критично отнестись к накладным расходам в части содержания управленческого аппарата, но, оказывается, легче отменить электрички и начать терроризировать местные власти…

Пора менять отношение к жизни. А как? Ведь написал же Великий Бард в свое время:

Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы,

Не бойтесь мора и глада,

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Кто скажет: «Идите, люди, за мной!

Я вас научу, как надо!»

Точный рецепт лишь один: нужно сформулировать все те вопросы, без ответа на которые невозможно из тотального кризиса выкарабкаться. Оставим проблемы металлургии – металлургам, займемся своим делом.

Вопрос первый: что будет с афишей?

Вспомните, как еще несколько лет назад у нас рябило в глазах от имен на афишах. Разнообразие. Пусть не топовое, пусть не очень балующее новейшими премьерами, но вполне себе разнообразие. Более того, я помню несколько проектов, которые кроме «потребительских» задач решили более глубокие: удалось на несколько дней вырвать Башмета с большим оркестром в Самарскую область – дружба великого музыканта с Новокуйбышевском обернулась целой регулярно работающей Академией его имени. Завернули на несколько дней пароход с плетневским оркестром – выпускники музыкальных школ со всей области до сих пор помнят те концерты.

И таких заворотов хватало на сезон. Хватит ли на это денег теперь? Не уверен. А если хватит, то кто останется в большем накладе? Ведь это в тучные годы можно было отложить решение вопроса «Стоит ли на двухдневную гастроль ведущего музыканта тратить сумму размером с годовой бюджет провинциального симфонического оркестра?» – сейчас же подобные дилеммы будут мучить постоянно.

У меня нет готового ответа на этот вопрос. Я понимаю, что делать выбор исключительно в пользу «своих» – и народ самарский оставить на голодном пайке, и тем, кто профессионально занимается искусством, окончательно перекрыть общение с коллегами. В пользу «чужих» – еще больше сократить число местных музыкальных и театральных премьер да ускорить отток талантливой молодежи в столицы за заработками.

Вопрос второй: что нужно поддерживать – искусства или деятеля искусства?

Творческие работники – люди особенные, и роль, которую они играют в обществе, особая, а потому отношение к ним должно быть совершенно особенным. Было время, когда государство предоставляло людям творческих профессий привилегии: льготы членам творческих союзов, специальные пособия, особые блага. В итоге сторонники всеобщего демократического равенства с их популистскими вопросами: «Неужели кто-то достоин привилегий только вследствие выбранной им профессии, и если да, то почему только деятели искусства?», «Если на рынке труда предложение превышает спрос, люди переучиваются и переквалифицируются, почему этого не делают творческие работники?» – победили.

Господдержка стала в основном предоставляться инфраструктуре. На практике такая политика очень косвенно поддерживает творческих работников, но и так невысокий их статус упал еще ниже. Не следует ли вернуться к старым проверенным механизмам?

Вопрос третий: сохранится ли понимание ведущей роли «высокого» искусства?

До сих пор приоритетом остается широчайший доступ населения к культурным ценностям. Это постулировано в Конституции. До сих пор сохраняется система специальных образовательных программ, частично – бесплатный доступ в музеи. Сокращается, но сохраняется.

Однако пугает, что псевдореформаторы всё целенаправленнее продвигают мысль о том, что предоставление доступа к заранее заданному набору культурных ценностей и художественных форм в демократическом обществе неприемлемо. Что это навязывание большинству населения культуры и искусства элитарного меньшинства, игнорирующего многие новые или нетрадиционные формы выражения и самосознания.

Есть ли опасность, что культурная политика может быть направлена только на восприятие населением «одобренной» культуры? Есть. Но есть и иная крайность: когда ребенку, учащемуся предлагают самому делать выбор в пользу того, что ему в этом возрасте близко, понятно и того, с чем он уже успел познакомиться. А с чем он успел познакомиться?

Вопрос четвертый: кто важнее, творческий работник или управленец?

Недавно одно авторитетное интернет-издание затеяло опрос на тему: кто в сегодняшнем мире изобразительных искусств обладает наивысшим влиянием? В списке множество моих личных друзей и знакомцев разного уровня. Я к ним отношусь с большой любовью и уважением. Но оказалось, что кураторов в списке куда больше художников. Не это ли один из показателей чудовищности сложившейся системы приоритетов?

Если сравнивать результаты труда врача/учителя и руководителя в области здравоохранения/образования, последний окажется в проигрыше. Врачи лечат, учителя учат, а управленцы руководят, т. е. занимаются непродуктивной деятельностью. А в культуре?

Вопрос пятый: культура должна помогать двигаться к однородному обществу или способствовать развитию субкультурных групп?

Вопрос очень непрост. И поиски взвешенного ответа еще более затруднены из-за краха европейской политики мультикультурализма. Но культура – внешнее выражение самосознания. Как быть, если общество, состоящее из совокупности пересекающихся и сталкивающихся друг с другом сообществ, сформированных по этническому признаку, по признаку пола, класса, физических возможностей, сексуальной ориентации, места проживания, возраста и отражающих индивидуальные особенности групп людей, нуждается в консолидирующей его национальной идее? Или не нуждается? И в чем опасность для культуры и социума – не в том ли, что формы творческого выражения меньшинства, считающиеся вполне законными, подвергаются скрытой дискриминации?

Вопрос шестой: культуру следует ориентировать на туризм или адресовать местному населению?

И столь ли уж велики экономические и социальные эффекты от туризма, если никаких сверхособенностей у региона, по гамбургскому счету, нет? И насколько прибыль от туристической деятельности может диктовать культурным практикам требования перестроиться под интересы приезжающих? И не станет ли это причиной роста напряженности между местным населением и приезжими?

***

Пора остановиться. Потому что один дурак может завалить вопросами целую дюжину чиновников. Тем более, когда все его вопросы – лишь предложение задуматься и приглашение к обсуждению. Культурная политика как никакая другая требует публичности. Впрочем, у меня в загашнике осталось еще немало тем для обсуждения. Если захотите – я обязательно продолжу.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 3 (70) за 2015 год



Tags: Власть, Культура, Культурная политика
Subscribe

  • Образование: равнение на отстающих

    Материал размещен на портале "Засекин.ру", куда можно войти по коду: Образование: равнение на отстающих Российские университеты становятся…

  • Какая песня без баяна?

    Предлагаю не словом, а делом поддержать инициативу правящей партии по замене устаревших образовательных программ единым интегрированным курсом…

  • Забавное свидетельство

    Благотворные последствия образовательной реформы. Следующая остановка – запись текста с заменой букв легко интепретируемыми картинками

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments