Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет третий номер областной газеты «Культура» за 2015 год

Второй номер 2015 года получился оперно-филармоническим. Во-первых, редакция Публикацией Наталии Эскиной «Объяснение в любви» открыла новую рубрику:

2015 год – Год литературы, Чайковского, Чехова и Год Самарской государственной филармонии. Ей – 75. Впереди официальные приветственные речи, адреса и подарки. Мы же решили начать загодя, открывая новую рубрику: «О филармонии с любовью». Под ней мы будем публиковать самые светлые воспоминания тех, кто связан с филармонией долгие годы.

[Читать далее]

Рядом с этим материалом – колонка «Филармония. День за днем»:

Насколько редакции известно, хронология Самарской филармонии пока не создана. Есть замечательная книга Евы Цветовой «Возрожденный «Олимп», пишет историю филармонии Людмила Беляева, и мы с нетерпением ждем окончания ее воистину титанической работы. А вот хронологии – нет. Мы предлагаем создать ее вместе с читателями. Присылайте в наш адрес информацию о филармонических событиях – самых, на ваш взгляд, ярких, самых значимых, с короткими комментариями – мы их обязательно опубликуем.

Эта полоса хорошо рифмуется с публикациями на «Музыкальной площади», на ней – анонс открывающегося в филармонии фестиваля «Jazz-Весна», сделанный Игорем Вощининым«Семь капель джаза», и размышления Наталии Эскиной о филармоническом концерте представителей династии Загадкиных «Столетнее генеалогическое древо самарских музыкантов» и открытии Года Чайковского на сцене самарского Дома актера – «Солнце российской музыки сияет уже 175 лет».

Предки наши далекие жили по солнцу. А ведь и у нас Чайковский – «солнечные часы», «солнечный календарь» нашей жизни. Ниточка протягивается от «Детского альбома» ему внимаем, его играем в 6-7-8 лет. Это утро жизни с мягким, мечтательным, сентиментальным, а иногда и слегка страшным колоритом. Ниточка тянется к нетрудным романсам, потом к трудным. Пианисты, подрастая, переходят к ярким картинкам «Времен года», к «конкурсным» «Думке» и Первому концерту. На пике зимы, между Новым годом и Рождеством, «Щелкунчик», такой же обязательный, как ритуал поедания жареного гуся с картошечкой. Зловещая предсмертная «Пиковая дама» (кстати, «Дама» в 2015-м входит в нежный дамский возраст 125 лет). Поразительная, феноменальная Шестая симфония. В ней можно поселиться и жить – если кто не боится череды страшных призраков.

Февральские события в академическом театре оперы и балета довольно подробно осветила Ольга Шабанова. На развороте «Театральный проезд» – рецензия на премьеру оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» – «Рим-ский-Кор-са-ков-сов-сем-сов-сем-сов-сем»:

Это сочинение не нуждается в специальном представлении. Несмотря на разноречивые оценки и шутки вроде «Рим-ский-Кор-са-ков-сов-сем-с-у-ма-со-шел» по поводу необычного метра в заключительном гимне Яриле, это, вероятно, одна из самых репертуарных опер композитора. Опера создавалась с величайшим воодушевлением и стала одним из «уроков», которые ее автору в изобилии преподносила творческая практика. А Римский-Корсаков умел учиться, как никто другой.

И её же реплика на традиционный концерт «Маэстро Александр Анисимов приглашает», в этом году посвященный 175-летию Петра Ильича: «Ах, Пётр Ильич, да это Вы ли?»:

Ни один филармонический или оперный сезон немыслим без Чайковского. Благо существует целая «традиция» отбора и трактовки его сочинений, освященная этой традицией расстановка приоритетов, а главное, установка на то, что Чайковский, несмотря на свой эсхиловский фатализм – прежде всего композитор лирический. Своего рода русский «жаворонок величиной с орла».

Александр Анисимов отважился представить самарской публике по меньшей мере «отчасти другого» Чайковского. Несмотря на жанровое и масштабное многообразие выбранных для концерта сочинений, среди которых оказались даже немыслимые в практике академического музицирования «композиции», главная идея концерта читалась однозначно: в этот вечер Чайковский – композитор политический.

Компанию оперному театру на развороте составила рецензия Маргариты Прасковьиной на премьеру театра «Самарская площадь» по фантастическому рассказу Ф. Достоевского «Кроткая»:

Ирина Керученко, ученица Камы Гинкаса и Генриетты Яновской, не переносит действие в наши дни, как это делают некоторые ее коллеги в отчаянной попытке таким образом придать классическому тексту актуальность. Она просто видит в персонажах полуторавековой давности интересных ей людей. И кропотливо разбирается в их судьбе.

В качестве события месяца редакция выбрала итоговую выставку открытого городского фотоконкурса «Самарский взгляд». Материал о нем занимает первую, четвертую и пятую полосу газеты:

Банальный, но отчего-то не отпускающий вопрос: художник, заимствуя для своего текста (в широком, лотмановском смысле) сюжет из политической жизни, – пробуждает ли он этим «чувства добрые»? Политика (любая политика!) – это ведь в лучшем случае – попытка разгрести авгиевы конюшни нечистот, которые человечество насобирало в результате своей деятельности во имя прогресса. В худшем – умножение всей этой грязи.

Возвратиться к этому вопросу нас побудила чудесная (без преувеличений!) выставка очередного «Самарского взгляда» – открытого фотоконкурса, придуманного самарской областной организацией российского Союза журналистов вместе с администрацией губернской столицы.

Из всех «актуальных искусств» фотография, пожалуй, самая актуальная. Актуальное искусство в мире, сотрясаемом конфликтами, рожденными человеческой глупостью, черствостью и корыстью.

И на полосе «Культура и Власть» рядом с колонкой министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, тема которой в этот раз – губернский фестиваль «Рожденные в сердце России», материал главного редактора газеты «Скульптурная вакханалия» – о неудержимой креативной деятельности группы «Культурная Самара» при городской администрации.

На полосе «Культура и Общество» – редакторская публикация «Счастье потребителя» о проблемах ресурсного обеспечения культуры в условиях тотального кризиса.

На полосе «Год литературы» – эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Герой Сигизмунда Кржижановского: между вещным и вечным»:

Прозаик-философ Сигизмунд Кржижановский… Лет тридцать назад мы практически ничего об этом писателе не знали, хотя он трудился на разных отечественных культурных поприщах в 1920–1940-е годы. В достаточно узких интеллигентских кругах он был известен тогда как переводчик-полиглот, историк театра, теоретик литературы, киносценарист. Но вот его проза терпеливо ждала своего трудного пути к читателю почти семьдесят лет. И какая проза! Изобилующая парадоксами, извивами фантазии, игрой с бытийными масштабами. Проза, заставляющая интенсивно размышлять.

На «Бульваре искусств» – рецензия искусствоведа Валентины Черновой «Виктор Норкин и его ВАНтастическая живопись» на персональную выставку художника в галерее «Вавилон»:

Возможно, во избежание путаницы возник псевдоним ВАН. Это аббревиатура – имени, отчества и фамилии. Чисто механически он так помечал свои холсты во время учебы в Пензенском художественном училище. Позднее, почувствовав магию в этом буквосочетании, он нашел на карте озеро Ван в Турции, это слово также обозначает титул государей и князей в Китае и Корее.

Вероятно, Виктор Норкин ощутил себя некоей замкнутой Фигурой, отсюда привнесение личностного начала в живопись: «Может быть, в некотором роде мои картины – дневниковые записи. Не скажу, что буквально дневниковые, но это какие-то случаи, которые со мной происходили, или впечатления. Вот, например, выпал снег – он хрустит под ногами, и мне интересно, как его нарисовать таким – хрустящим. Пишу, в общем, о себе. Поскольку себя я лучше всех знаю. Редко, но бывает, что вещи, которые пишу, сбываются».

На соседней полосе – предварительные итоги проекта Средневолжского филиала Центра современного искусства «Волга. Ноль» от Елены Богатыревой.

В «Культурологических штудиях» – дифирамб Владимиру Спивакову от музыковеда Анны Лукьянчиковой «Спиваков – Тольятти – транзит» и эссе Екатерины Спиваковской «Браслет Пандоры» о приметах, «плохих и хороших».

На полосе «Человек культуры» – статья Валентины Черновой «Музейные «домовые» или вахтенные матросы?» о касте музейных служителей:

Музейный смотритель – странная профессия. В нее приходят либо после школы, чтобы позднее поступить в вуз, либо после ухода на пенсию. Эта профессия не требует специальных навыков. Сиди себе в зале, изредка говори: «Руками не трогать», – и наслаждайся красотой экспонатов. Однажды я слышала такую фразу: «Музейный служитель – это для женщин. Сидеть в светлоте, в красоте!». Сравнительно недавно был учрежден первый профессиональный праздник, обративший внимание общества в нашей стране к этой «незаметной» профессии.

В номере – много новостей, справочного материала, традиционная афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресу: http://sjrs.ru/news/1898/



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments