Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Еще раз об арт-кино в российском прокате. Оптимистическая реплика

Парадокс: прокат арт-фильмов вошел в Топ-5 наиболее обсуждаемых тем начавшегося 2015 года. Казалось бы, страна (даже ее часть, еще способная к размышлению) озабочена ценами на гречку, снежными заносами, трясущимся курсом рубля и судьбой Навального, а тут тебе – проблемы с показом фильмов, которые отечественный зритель в массе своей не смотрел, не смотрит и не смотреть будет – даже если ему за это хорошо платить.

[Читать далее]

Очевидно, что государство по-прежнему не осознает, зачем ему экономически поддерживать прокат фильмов, которые а) не приносят дохода; б) побуждают к разномыслию, включая сомнения в правильности состава духовных скреп и справедливости положения: «Искусство должно быть оптимистичным».

Очевидно, что «массовый зритель» ногами и попкорном голосует за main stream.

Очевидно, что кинематографисты будут продолжать снимать «Карлоссонов», «Василис» и «Любови-моркови», даже понимая, что это путь к абсолютной деградации: кушать хочется.

Все плохо, но…

На первый взгляд дела обстоят не очень хорошо, но, думаю, еще очень рано оборачивать себя в белое и ползти по направлению к кладбищу.

Хочу напомнить вторую половину 70-х, когда в окружении задорного песенного оптимизма, когда адресом каждого были не дом и не улица и даже время звучало: «БАМ!», поколение, выросшее на The Beatles и Окуджаве, придумало русский рок – музыкальное течение, не требующее к себе дополнительного объяснения.

Сколько у него было почитателей, слушателей? В масштабах четвертьмиллиардной державы – ноль без хвостика. Эфира нет, путь на «Мелодию» заказан. Но тут тбилисский фестиваль, какие-то «квартирники», какие-то практически безгонорарные гастроли, и буквально через пятилетку «Машина» и «Аквариум» со товарищи – в головах и на устах нескольких поколений.

А главное: запретители возвращаются домой с непосильной работы во имя будущего нас с вами, а дома – сыновья, зятья, дочери и невестки, и в голове у них тот же «старик Козлодоев»! Катастрофа! Крах устоев! «На кого мы оставляем страну!»

Еще пятилетка… Ну, в общем, вы сами всё помните.

Сейчас артхаусное кино – это тогдашний русский рок

История повторяется, только бобинные магнитофоны уступили место blue ray. И законы о пиратстве не спасут: сократят закупки и прокат – значит, уменьшится число правообладателей, требующих закрытия соответствующих торрентов.

Прекратятся показы в мультиплексах – уверяю вас, найдутся продвинутые и фрондирующие владельцы усадьб, которые начнут показы в усадебных кинотеатрах. Так заодно возродятся почившие в бозе киноклубы, подавляющее число которых являют собой весьма неудачные start up кинотеатров, показывающих (в отличие от мультиплексов) исключительно произведения искусства.

Расходящиеся волны накроют менее обеспеченных и менее придирчивых к качеству копий граждан, и начнутся дачные показы. Потребность в кино, побуждающем к размышлению, обязательно найдет повод удовлетворить себя. Благо технические возможности преодолеть барьеры запретов и нежелание оказывать должную поддержку киноИСКУССТВУ сейчас куда совершеннее, чем сорок лет назад.

Так что нет никакой катастрофы. Власть отечественная занимается тем, чем занималась от века: из лояльного и вполне себе разумного населения она упорно и целенаправленно создает протестный электорат. Ибо нет ни единого киномана, который бы не знал, что главное препятствие между ним и его любимым хобби – дурак, стоящий у власти. Но это длинно. Поэтому просто: власть.

Об альтернативе

А противопоставить описанному выше ходу событий власти в настоящий момент нечего. Как уж мои оппоненты сокрушались, когда пару лет назад заговорили о целенаправленной программе патриотического кино и ста фильмах для каждого школьника! Я говорил: успокойтесь, ничего не случится, и оказался прав. Более чем разумное предложение Михалкова/Бурляева забаллотировали прекраснодушные чиновники министерства образования, а отечественный ответ Голливуду и не мог состояться: в российском кино сейчас просто не найдется столько профессионалов (хороших, плохих – любых), чтобы удовлетворить потребности всех информационных каналов (мультиплексы, цифровое и кабельное телевидение, школьные и вузовские учебные классы). И кинотеатров своих у государства также нет – кто будет реализовывать проекты, базирующиеся на показах отечественного кино?

На посошок: реверанс в сторону власти

И потому на вопрос «Что же будет?» я смело отвечаю: «Будем чаще встречаться». И вот за это нижайший поклон моему государству. Все-таки не зря я плачу налоги.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» №1 (68) за 2015 год



Tags: Кино, Кинопрокат, Культурная политика
Subscribe

  • Одностишия № 4

    Алёна САМСОНОВА * Не путайте кабинку с кабинетом!.. *** На постаменте было тесновато… *** А вы зачем на выборы ходили?..…

  • Одностишия № 3

    Алёна САМСОНОВА * Рисунок Чарльза Даны ГИБСОНА О, душ! Тебя я сердцем принимаю!.. *** В окне пять мух. Весна, ее приметы... ***…

  • Современная поэзия между порядком и хаосом

    Анна СИНИЦКАЯ * В Самаре состоялся Фестиваль актуальной поэзии, организованный литературно-аналитическим порталом «Цирк…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments