Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет двадцатый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Центральное место во многих материалах последнего в 2014 году номера газеты занимает новогодняя тематика. «Новогодние сюрпризы», ожидающие маленьких зрителей в длинные зимние выходные, вытеснили традиционные «Самарские премьеры».

[Читать далее]

«Событийный» разворот занимают впечатления авторов газеты о завершившемся Годе культуры. Вот отрывок из интервью кинодокументалиста и самарского мифолога Бориса Кожина:

Год, который истекает, был очень тяжелым, непредсказуемым. Это год, когда рухнули многие ожидания, год, который многим запомнится на десятилетия. В 1914-м началась Первая мировая война. А ровно через 100 лет наступил 2014-й. Этот год тоже обязательно запомнят.

Передо мной лежит «Свежая газета. Культура». Я всегда читаю в газете колонку министра культуры. И вот колонка в этом номере произвела на меня впечатление, эта колонка очень меня расстроила. Много интересного в этой колонке, и вдруг вот это: «Существенно выросла заработная плата работников культуры в области. Как отметил губернатор Николай Иванович Меркушкин: «Сегодня средняя зарплата работника культуры в Самарской области составляет 17,5 тыс. рублей. Это на 25 % выше, чем в среднем по стране, и лишний раз доказывает, что нет ничего невозможного». По-моему, это катастрофа. Это какие деньги? 17,5 тысяч?

На полосе «Культура и Власть» – новогодние поздравления министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой. С ними соседствует репортаж «Как хорошо уметь читать…» Константина Позднякова с акции «Открытый микрофон», организованной по инициативе Самарской областной организации Союза журналистов России. По сути, этот круглый стол журналистов, филологов, студентов на тему «Сегодня чтение – учение, мучение, развлечение?» предваряет программу Года литературы в Самарской области. Рядом – «Русский балет. Японский версия» о международных связях Самарского академического театра оперы и балета.

На полосе «Год культуры» – газета с огорчением прощается с этой темой – репортаж Ксении Гараниной с фотовыставки, проходившей в Алабинском музее в рамках II Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России», выставки, венчающей и фестиваль, и год.

Около двух лет назад в концертном зале «Консерватория» усилиями пианиста и музыковеда, кандидата искусствоведения Дмитрия Дятлова состоялся уникальный мемориальный концерт из сочинений Всеволода Петровича Задерацкого. Уникальный концерт из практически неизвестных произведений гениального русского композитора, память о котором усилиями власти фактически уничтожили. Спустя полвека его музыка возвращается к нам, и Самара приложила к этому значительные усилия. И вот Дятлов – в Москве на исполнении 24 прелюдий и фуг в исполнении талантливых молодых российских пианистов и газета знакомит читателей с рецензией на этот концерт:

Намеренное сокрытие творчества Всеволода Петровича Задерацкого не объяснимо никаким «естественным ходом истории», оно противоестественно и антигуманно по существу. Только через 50 лет после кончины композитора мы узнаем о его страдном пути, о беспрецедентном подвиге противостояния неумолимой и грубой силе, ежедневно разрушающей жизнь и стремящейся не только уничтожить творения композитора, но и отменить живой творческий процесс, отменить жизнь художника.

На развороте «Музыкальная площадь» также пригласительный билет на традиционный фестиваль хоровой музыки «Рождественские встречи» и заметки джазового обозревателя Игоря Вощинина «Госпел в Самаре: открытия и откровения»:

Возвращаясь с концерта, в трамвайной сутолоке можно было услышать обрывки телефонных откровений типа: «Привет! Да вот едем в трамвае из филармонии, были на госпелс. Да фиг его знает, что это такое – то ли джаз, то ли рок, хотя говорят – негритянские молитвы. Но так здорово! Балдеж!». Возможно, для кого-то это самое «фиг его знает, что это» таковым и останется, хотя кто-то пойдет дальше и узнает больше. Но в любом случае уже одно открытие многие для себя сделали: открытие уникальное. Открытие музыки госпел.

Разворот. «Театральный проезд» получил в этом номере подзаголовок «Камерные истории» и содержит рецензии на спектакли:


  • СамАрта – «Манюня» Н. Абгарян («Подозрительно знакомая «Манюня» Маргариты Прасковьиной: «В нашей квартире был большой чулан. Там хранились все-все вещи, которыми мы не пользовались. Детская одежда, игрушки и т.д. После переезда на новую квартиру я долго гадала: куда они все делись? Теперь я знаю ответ. Их прибрал к рукам опытный актер и начинающий режиссер Дмитрий Добряков. Как иначе объяснить тот факт, что героиня носит лохматую шапочку на завязках, в которой я ходила в детский сад? А откуда появились в спектакле мои ролики? Помните, те самые, которые привязываются к обуви и которыми совершенно невозможно управлять, на них можно просто катиться, доверяясь силе земного притяжения и благосклонности судьбы?»);

  • Академического театра драмы – «Две любви Антона Павловича» («Эпистолярная схватка Чехова» Маргариты Прасковьиной: «Вот появляется и сам главный герой с лицом Сергея Видрашку. Напуганный и подавленный. Вероятно, провалом «Чайки» в Александринском театре, о котором сообщает нам капельдинер (Павел Аверин). Но не приободряет его и успех пьесы в Художественном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Комичность выражения лица персонажа подчеркнута близостью портрета Антона Павловича. Он, наряду с мелко исписанными страницами, развешанными наподобие стягов, украшает пространство»);

  • и театра «Камерная сцена» – «Не сошлись характерами» А. Островского («Ситцевая шутка» Галины Торуновой: «Репертуару этого театра может позавидовать любой, самый академический, самый столичный театр. В его афише нет ни одного Рея Куни, нет обязательного сегодня «Тестостерона», и вообще развлекательный элемент, т. е. комедия по образцу «хорошо сделанной пьесы» (будем рассматривать это как специальный термин), отсутствует в сводной афише муниципального театра «Камерная сцена». Однако зал в те нечастые (честно надо сказать) мои посещения этого театра полон, что, признаться, активно радует. Значит, самарские зрители «покупаются» не только на ледиз найты и роддомы. Значит, имена Пушкина, Шекспира, Бунина, Боккаччо, Чехова, Уильямса и Набокова не менее привлекательны для не очень искушенного обывателя Самарского района и окрестностей, нежели «свадебные переполохи» и «женихи по заказу»).

На «Бульваре искусств» – аналитические статьи искусствоведа Валентины Черновой:

– поводом одной из них, «Дом модерна – для города модерна», стало открытие постоянной экспозиции Музея Модерна: «И вот мы увидели новые залы, а в залах – мебель эрмитажного уровня. Замечательно! Сегодня Музей Модерна экспонирует модерн как источник и наглядную модель стилевых исканий для нашего времени. Впереди новые открытия в старом доме!»;

– другая статья, «Долой нежные пейзажики, уснувшие прудики!», – навеяна посещением выставки «Соцреализм. Инвентаризация архива» в Самарском художественном музее:

Выставка – как послание из далекого уже прошлого. Невольно оглядывая все это живописное великолепие, приходишь к неутешительному выводу: сегодня на большей части выставок преобладают лирические пейзажики, уснувшие прудики и цветочные натюрморты. Отчего это? Оттого, что сегодня картину покупают только в дом, в интерьер. Отсутствует широкомасштабная государственная политика. У художников нет задания – отобразить хозяйственный подъем своей Родины.

Время государственного стиля миновало. Все в прошлом…

На полосе «Культура детства», подготовленной Валерией Комиссаровой, – рецензия «Детский спектакль о взрослой мыши» на премьеру Самарского театра кукол и обзор новогодних выставок в Детской картинной галерее и арт-фойе кинотеатра «Художественный».

Полосу «Культурологические штудии» делят на этот раз интервью Сергея Баландина, куратора открывшейся в галерее «Виктория» выставки «Правдоискатели» и Екатерина Спиваковская с эссе «Прошу прощения, мадам, я принял вас за табуретку» о феномене шутовства («Шуты всегда были апологетами отрицательной этики, что не мешало им совершать добрые поступки и влюбляться в самых красивых и скромных принцесс. Именно из-за шутов на свет родился широко эксплуатируемый штамп про «оболочку» – правда, не цельнометаллическую, но грубую и непременно напускную: «Под этой напускной оболочкой шута скрывалось нежное и ранимое сердце». Но насколько груба оболочка и насколько – по контрасту – нежно сердце, стало ясно лишь с появлением доктора Хауса и других сериальных мизантропов. Это вообще не просто мизантропы, это мизантропы, совершившие бескровную революцию в концепции шутовства. Они сделали шутов главными героями действия»).

На полосе «Человек культуры» – окончание репортажа Екатерины Выровцевой об итогах XVII Общественной акции «Благородство» и творческий портрет литературоведа и историка литературы Ларисы Соловьевой празднующей в эти дни свой юбилей.

Полоса «Культура и Слово» отдана анонсу новой «ненаучной» книги литературоведа и краеведа Михаила Перепелкина «Крупным планом. Телевидение и не только» и эссе Миланы Маршаловой «Суровое остроумие Всеволода Алексеевича Егоршина» о вышедшем в свет рукописному альбому военного историка и художника Всеволода Егоршина.

В номере – много новостей, справочного материала.

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме архитектора, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственной академии культуры и искусств, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресу: http://sjrs.ru/news/1898/



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments