Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет семнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Центральное место в номере занимают публикации, посвященные так называемой государственной культурной политики. Разговор об этом начинается на первой полосе газеты и продолжается на 4-й и 5-й, где опубликован материал главного редактора «Бенефис дилетантов, или Предварительные итоги Года культуры»:

[Читать далее]

Все, что случилось, – уже случилось. Все, что намечено, но не случилось, – уже не случится никогда. Потому что ничего важного впопыхах не делается, а если делается, то перестает быть таким уж и важным. И значит, можно подвести итоги, ибо обвинения в поспешности с лихвой окупятся преференциями, полученными от того, что ты первым сделал это.

Точно то же можно сказать и о планах: настроим за́мков, и пусть потом объясняют, отчего их строительство никак не возможно. Замки – воздушные, экологии не нарушат, а объяснения пусть немножко, но порушат репутацию отказников.

С ним соседствуют проблемные статьи доктора филологических наук Татьяны Казариной «Не в читателях дело»:

У меня нет ощущения, что что-то совсем ужасное происходит с читателями художественной литературы. Да, все реже попадаются читатели рьяные, «запойные», и трудно встретить ребенка, которого от книги не оторвать. Да, я сама испытываю растерянность, если нужно во время разговора со студенческой аудиторией сослаться на какое-то произведение, с которым наверняка знакомы все, – таких текстов практически нет: все читают (если читают) разное. Но как человек, преподающий литературу много лет, я хорошо знаю, что и в годы, когда наша страна объявляла себя «самой читающей в мире», на практике книги интересовали немногих.

И эссе публициста Екатерины Спиваковской «Книга, букридер и киндер-сюрприз»:

Ужасно хочется дать волю фантазии и заподозрить в подрыве книгоиздательского ремесла горстку продвинутых букридеров: вот модные гаджеты собираются поздней ночью в сыром и холодном ангаре, чтобы учинить страшную месть бумажным книгам – за красивые картинки, за шуршание страниц, за все хорошее.

Но букридеры пока еще неодушевленные, в отличие от бумажных книг, которым всегда приписывалось если и не наличие души, то как минимум способность перевоплощаться из стопки одинаковых страничек в человекоподобное существо.

Проблемам культурной политики посвящена и аналитическая статья профессора, заведующего кафедрой инновационного проектирования СГАСУ Сергея Малахова «Монументальная Самара», опубликованная на полосе «Культура города»:

В Самаре появились уличные монументы. Сухов, Швейк, Деточкин – литературные и киногерои, Засекин – конкретное историческое лицо. При их восприятии возникает двойственное чувство: с одной стороны, перед зрителем явлены статуи, весьма похожие на прототипы, с другой – смущает тот факт, что их старались сделать «похожими».

И вот этот момент уподобления скульптуры знакомому киноизображению может оставлять осадок, как это всегда бывает, когда художник не создает новое качество, а стремится проиллюстрировать хорошо знакомый образ.

Музыкальных и театральных событий за эти две недели случилось столько, что вместо четырех полос им пришлось выделить целых шесть. Разворот отдан Самарскому академическому театру оперы и балета. Московский балетный критик Роман Володченков в статье «Кредо великой балерины» подвел итоги XIV Фестиваля классического балета имени Аллы Яковлевны Шелест:

Подводя итоги фестиваля, важно отметить высокие достоинства, обеспечившие ему состоятельность и жизненную активность. Они заключены в преданности лучшим традициям классического балета, в верности образцам высокого искусства, в стремлении воспитать разных зрителей и зародить в их душах подлинное восприятие прекрасного. В этом отношении выбран безупречный ориентир Алла Шелест, человек и великая артистка, достойно прошедшая жизненный путь. Присутствие такого фестиваля в афише Самарского театра оперы и балета просто необходимо, сохранить его – одна из главных стратегических задач культурной Самары.

А музыковед, кандидат искусствоведения Анна Лазанчина в рецензии «Судите сами, или Вопросы пастиччо» рассказала о Вечере комических опер в камерном зале театра:

В либретто зингшпиля В. А. Моцарта «Директор театра» есть такие строки: «Зрители по большей части судят не сами, а смотрят и прислушиваются к тому, что изрекут отдельные пророки, чтобы потом им вторить!». Ни в коем случае не претендуя на роль пророка, высказала лишь первое впечатление от премьеры, мнение, которое может измениться, как может измениться спектакль впоследствии, как меняется жизнь, как меняемся мы сами. И напоследок: выбор за вами – иметь свое мнение или прислушиваться к чужому. Но для начала надо пойти и посмотреть.

На развороте «Театральный проезд» – творческий портрет артиста театра СамАрт Сергея Захарова работы кандидата филологических наук Галины Торуновой – «О пользе труда для артиста». Остальные материалы – театроведа Ирины Портновой – о премьерах тольяттинских театров: «Герой нашего времени» по повести Михаила Лермонтова «Княжна Мэри» в ТЮЗе «Дилижанс»; «Чудеса пренебрежения» по комедии Лопе де Вега в Молодежном драматическом театре и «Курица» по пьесе Николая Коляды в театре-студии Волжского университета имени В. Н. Татищева.

«Музыкальная площадь» представлена рецензиями: нашего джазового обозревателя Игоря Вощинина «Страйд Гроховского, Крамера и Уилсона» и кандидата искусствоведения Наталии Эскиной на концерт итальянского дирижера Карло Понтии-младшего «Волга впадает в Тирренское море?»:

На полосе «Год культуры» - заключительный репортаж фольклориста, члена Союза композиторов России Инны Касьяновой со II Губернского фестиваля народного самодеятельного творчества «Рожденные в сердце России».

На «Бульваре искусств» – репортаж Анны Шаймардановой с «Ночи искусств» («Ночь народного искусства») в самарских музеях и рецензия кандидата филологических наук Ильи Саморукова на выставку «2.0» в галерее «Виктория» («Против музеефикации»):

Вопрос о восприятии произведения искусства можно переформулировать в вопрос о восприятии выставки. Выставка, где каждая работа под грузом кураторской концепции теряет существенную часть смыслов, должна оказывать воздействие на зрителя. Включать у него какой-либо аффект (неприязнь, радость узнавания, возможно страх).

Этот аффект становится уникальным в опыте восприятия. Если после выставки зритель изменил свое отношение к миру, то выставку можно признать удачной. Но это случается очень редко. Искусство в галереях перестало порождать так называемую «встречу». «Встреча» с искусством как прозрение, как эпифания чаще случается на улице или даже в баре.

На полосе «Культура и Слово» – колонка кандидата филологических наук Елены Барашкиной «Финансовая тема в русском языке» и эссе доктора филологических наук Сергея Голубкова «Городской трамвай в литературных пространствах»:

В XIX веке герои русской литературы вовсю катили в каретах, пролетках, возках, ландо, бричках, тарантасах, фаэтонах, линейках, на дрожках. Иногда, впрочем, садились в поезд или путешествовали на речных и морских пароходах. В веке двадцатом российский транспортный «пейзаж» радикально изменился. Появились автомобили разных модификаций с непременными крякающими клаксонами, юркие и невыносимо чадящие мотоциклетки, в небо робко поднялись первые аэропланы.

В крупных российских городах на рубеже XIX-ХХ веков возникла новая весьма примечательная знаковая доминанта – трамвай. Это детище неостановимого технического прогресса и пытливой инженерной мысли не только стало удобным средством передвижения по городу, но и достаточно быстро обросло многими дополнительными социокультурными смыслами.

В этом году исполнилось 70-лет со дня рождения по истине легендарного самарского литературоведа Софьи Агранович. Ее памяти – эссе Цаля Шварцбурда «Путеводная звезда по имени Софья Залмановна» на полосе «Человек культуры». Здесь же – воспоминания патриарха самарского изобразительного искусства Ивана Карпунова. Свои воспоминания под названием «Я всегда хотел быть художником» он надиктовал Валентине Черновой в 1998 году. И наконец книга-каталог «Иван Карпунов», в которую они включены, выходит в свет в серии «Прекрасного след» при финансовой поддержке министерства культуры Самарской области. Вниманию читателя предлагается небольшая главка из книги.

На полосе «Культура и Власть» – репортаж Екатерины Выровцевой «Секрет не кануть «в это никогда» с церемонии вручения литературной премии имени Эдуарда Кондратова. Колонка министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой.посвящена осенним гастролям самарских творческих коллективов.

В номере – много новостей, справочного материала, афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме архитектора, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственной академии культуры и искусств, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресу: http://sjrs.ru/news/1898/



Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments