Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет шестнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Центральное место в номере занимают публикации, посвященные 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Но вместо суровой мемориальной статьи, которая, на наш взгляд, совсем не к лицу этому загадочному поэту-мифу, мы предлагаем очень субъективные заметки (высший, по моему убеждению, знак качества) культуролога, филолога и киноведа Валерия Бондаренко «Поэтов в России нельзя трогать, никак нельзя»:

Надо сказать, что про Лермонтова мы ничего не знаем. Мы, собственно, даже не знаем, как он погиб. Количество версий его гибели превышает количество версий смерти Есенина и Маяковского. Мы не знаем даже, виделся ли Лермонтов с Пушкиным. Мы догадываемся, конечно, что они разговаривали, учитывая, что Лермонтов учился в юнкерской школе в Петербурге в тот момент, когда там жил Пушкин. Мы не знаем, виделись ли они на балу или же на каком-то собрании поэтов.

У нас есть миф о Лермонтове. Этот миф будет посильнее всей европейской культуры.

Но ещё больше удивит вас публикация доктора филологических наук Михаила Перепелкина, нашедшего таки материал к самарским страницам Лермонтова. Когда я звонил Мише с предложением написать текст, то гипотетическое предположение о существование связи поэта и города – шутка. Оказалось, что совсем не шутка.

23 октября настоящие самарцы вместе с истинными ценителями авторской песни отметили 70-летие со дня рождения Валерия Грушина. Этому событию посвящен материал кандидата исторических наук Виктории Трифоновой «Легенда по имени Валерий Грушин» на полосе «Человек культуры». В основе публикации – с ветеранами Грушинского клуба Тамарой Муравьевой и Борисом Кейльманом:

О человеке, ушедшем много лет назад, уже не рассказывают историй с подробностями, с пересказом смешных и грустных происшествий, с припоминанием ярких фраз и любимых словечек. У каждого свои воспоминания, и чаще вспоминают просто юность, где был Валера. Оттого, наверное, часто звучало: светлый человек, открытый, добрый…

На полосе «Культура повседневности» – эссе Ксении Гараниной «Модная война и ветреные коллекции». Это своеобразные признание в любви Александру Васильеву и его «Поволжским сезонам»:

Сейчас, когда на улице уже кружит первый снег, понимаешь, что фестиваль моды под руководством Александра Васильева последний глубокий вдох яркого и теплого настроения перед долгой и холодной зимой. Сочные цвета и смелые сочетания, дерзость линий, полет невесомых тканей: жаль, что фестиваль сократили с пяти до трех дней, полуфинал проходил за закрытыми дверями в узком кругу конкурсантов и профессионалов, а для широкой публики вся эта красота была доступна лишь на один вечер.

«Бульвар искусств» отдан рецензиям искусствоведа Валентины Черновой на выставку работ из собрания самарского коллекционера Виктора Кузина в Самарском художественном музее («Что собирают в Самаре) и художников-семидесятников в самарских галереях («Запечатленное мировоззрение»):

В свое время в книге «Поколения молодых» Александр Морозов подчеркивал, что искусству данного поколения присуща «опоэтизация действительности». Натюрморты полны книг и репродукций с шедеврами искусства, портреты изображают не гегемона, а представителей творческих профессий – мечтающих, творящих, музицирующих. Станковые полотна лишены пафоса, театральны, созерцательны, как будто герои, прикрыв глаза, читают стихи на внутренней стороне век. Пейзажи пропитаны поэтическим лиризмом, музыкальны.

На полосе «Театральный проезд» – аналитическая статья Маргариты Прасковьиной «Высокие отношения с прозаическим текстом» – по итогам фестиваля «Русская классика. Страницы прозы», рецензия кандидата филологических наук Галины Торуновой «Принцип игры» на премьеру СамАрта по книге рассказов Виктора Драгунского «Денискины рассказы» и рецензия кандидата искусствоведения Ольги Кришталюк «Русская историческая мелодрама под аккомпанемент золотой осени» на спектакль «Царская невеста», прошедший в рамках фестиваля «Звезды Мариинского театра в Самаре»:

В этой постановке самарских оперных меломанов миновал авангардный постановочный апокалипсис. Своей традиционной постановкой самарский театр может заслуженно гордиться. И порой сложнее сохранить живой и яркой классическую версию, нежели создавать авангардный спектакль в ощутимом конфликте с музыкальной природой оперного искусства.

На этой же полосе – продолжение цикла публикаций «Театральные самарские старости» – рубрика, которая, похожа, станет в газете постоянной.

«Музыкальная площадь» представлена двумя рецензиями: нашего джазового обозревателя Игоря Вощинина «Олег Лундстрем и мы снова вместе» о самарском концерте юбилейного тура легендарного оркестра и кандидата искусствоведения Анны Лазанчиной на заключительный концерт филармонического фестиваля с участием выдающегося пианиста Николая Луганского – «Вечер высокой музыки. Заключительный, но не последний»:

В Самарской филармонии состоялся заключительный концерт IV Международного фестиваля «Дни высокой музыки». Заявленная программа и главное – имя солиста, народного артиста России Николая Луганского, – обеспечили полный зал. Среди слушателей были и музыканты-профессионалы, преимущественно пианисты – преподаватели музыкальных учебных заведений, и студенты, определяющиеся с будущей специальностью, и просвещенные ценители классического искусства. В этот день вдруг стало очевидно, что осень близится к концу и скоро в Самару придет зима. Захотелось тепла и света, поэзии и праздника.

Это материалы соседствуют с репортажем фольклориста, члена Союза композиторов России Инны Касьяновой с очередных концертов II Губернского фестиваля народного самодеятельного творчества «Рожденные в сердце России» на полосе «Год культуры». На той же полосе – материал Виктора Животовского «Мы все здесь болеем книгами» о новых выставках областной универсальной научной библиотеки.

На полосе «Культура и Слово» – продолжение (по «многочисленным просьбам читателей») материала кандидата филологических наук Веры Лабутиной «Октябрятская звездочка и другие непонятные слова» о «советизмах» и их современном бытовании, а также рецензия доктора филологических наук Сергея Голубкова «Путешествие в «Легкие миры» Татьяны Толстой»:

Читая прозу Татьяны Толстой, снова и снова убеждаешься, что настоящий писатель – это поистине волшебная мельница, перерабатывающая само вещество жизни в литературу. В творческий помол идет все – радостные жизненные обретения, досадные разочарования, житейские случаи, разрозненные путевые впечатления, случайные, неожиданные воспоминания, порой тот мелкий «сор», говоря словами Ахматовой, из которого «растут стихи». Что же способно связать этот воплощенный в слове пестрый калейдоскоп быстротекущей жизни в единое целое? Что придает этим кусочкам смальты, образующим мозаику бытия, Неслучайность книги? Ее концептуальную художественную завершенность? Наверное, цельность Личности автора.

Полоса «Культура детства» отдана интервью с заместителем директора Агентства социокультурных технологий Ираидой Мироновой «Одаренные дети требуют особого внимания».

На полосе «Культура и Власть» – статья Екатерины Выровцевой «Забота о гражданине в историческом контексте», поводом к написанию которой послужили результаты областного конкурса грантов социально-ориентированных НКО.

Актуальность и острота проблемы взаимоотношений государства и общества – одна из самых устойчивых российских традиций. Хрестоматийная характеристика А. С. Пушкина его отношений с российскими императорами – лучшее тому доказательство: «Видел я трех царей, первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут…».

Прошло почти два столетия, и вот газета «Известия» на первой полосе печатает главные новости: «Сенаторы хотят видеть больше позитива в СМИ», «Теленовости заменили кино и развлечения», «Соцсети очистят от пропагандистских фильмов боевиков ИГИЛ». Сразу вспомнилась почему-то оставшаяся без внимания круглая дата – 210 лет учреждения в России первого Устава о цензуре, случившегося 9 июля 1804 года.

В номере – много новостей, справочного материала, афиша «Самарские премьеры».

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме архитектора, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственной академии культуры и искусств, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Электронную версию газеты можно найти по адресу: http://sjrs.ru/news/1898/


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments