Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Грушинская республика

Грушинский фестиваль – идея народная, и не стоит ее пытаться переформатировать, строить в шеренги, привносить в нее искусственно придуманные идеи и принципы. Фестиваль, а это несколько десятков тысяч человек в самые «неурожайные» годы, все чуждое прожует и выплюнет решением самого высшего своего суда – «Горы».

Этим он всегда, даже в суровые, с точки зрения свободы высказываний, семидесятые, отличался от малочисленных, больше похожих на «квартирники» (только в большой коммунальной квартире), столичных фестивалей. Те были открыто оппозиционны, Грушинский же – демонстративно удален от политики, но и никогда не был замечен в сервильных настроениях.

«Непоротое» поколение «шестидесятников», стоящее у руля фестиваля с самого первого, того, что в Каменной чаше, никогда не занималось фрондерством, но присягу, давным-давно данную идеям свободы, братства и взаимоподдержки, не нарушало никогда.

Взаимоподдержка в этой триаде – ключевое слово. Без коллективизма, коллегиальности – руганых-переруганных понятий – Грушинский невозможно себе представить.

Единожды отступили от них в середине прошлого десятилетия отцы-основатели, и произошел раскол. Не буду ворошить прошлое, это и моя личная трагедия: с одной стороны конфликта был человек, который вложил в меня душу, терпеливо занимаясь формированием моих принципов и убеждений, с другим я связан родственными отношениями.

Но вот окончена эта трагическая страница истории Грушинского фестиваля. Надеюсь, что навсегда. Конечно, вернуться в то «доэкономическое» время без торговых рядов, кафе и многочисленных шоу, не очень вяжущихся с лыжами, стоящими у печки, не получится. Но и гости фестиваля изменились: все меньше туристов спортивных, все больше – пляжных с иными требованиями к «комфорту».

Грушинский есть отражение происходящих социальных процессов, которые невозможно на четыре фестивальных дня развернуть в противоположном направлении. И если гостей, разгоряченных алкоголем, стало на фестивале в разы меньше, чем было в 70-е, – это показатель состояния общества. А если мата в бытовом общении стало в разы больше – то и в обществе его в разы больше.

И если грушинцы, которые всегда были максималистами-идеалистами, стремятся «выкорчевать» эти «позорные факты» с корнями – честь им и хвала за это.

Но, как заметила лауреат фестиваля 1997 года Даша Григорьян, «все-таки этот фестиваль слишком велик, чтобы его можно было описывать сколько-нибудь целостно. Все годы, пока фестивалей было два, я ездила на «Платформу». Это надо сразу сказать, чтобы не думалось. И еще сразу сказать надо: как и многие-многие «платформовцы», мы рады, что фестиваль теперь один. Мы стали ближе – и будущее покажет, насколько мы сможем быть вместе».

Вот некоторые из Дашиных зарисовок.

Увертюра

Четверг на фестивале. На поляне очень много дыма. От него слезятся глаза, барды кашляют в микрофоны и сипят, хотя только первый день. Костры – это, конечно, хорошая традиция, но не в таком количестве. Костер объединяет, когда он один. А еду вообще можно готовить на примусах. Я точно помню, что было время, когда количество костров жестко ограничивали. В следующие дни, кстати, воздух станет гораздо чище.

В темноте через поляну идет сплошной поток людей. По широкой народной тропе течет толпа в обе стороны. Одна компания сидит под комфортабельным тентом с фонарем, отгородившись от мира белым накомарником.

По дороге на вторую эстраду – указатель на детский конкурс. Это, безусловно, лучшее, что было на фестивале. В Детской поющей республике в этом году проживали почти тысяча детей, 359 человек приняли участие в прослушивании. 189 человек – в концерте лауреатов. Если бы среди взрослых сохранялось то же соотношение: чуть меньше участвовали бы непосредственно в жизни фестиваля...

Но пока в густеющем под вечер дыму, гору в этой пелене совсем не видно. А над поляной плывет, отмаливая все наши земные грехи, небесный голос Эльмиры Галеевой.

Пятница, раннее утро. Тишина, и птицы поют. И так прекрасно, будто нет и не было на свете никаких бардов...

По старинной по привычке...

Суббота, Самара. На железнодорожном вокзале перед спуском к тоннелю, который ведет к электричкам, прямо на перилах лестницы сидят две кассирши в форме и с аппаратом в руках, который билетики выдает. И зазывают всех на Грушу. Вопреки пугающей информации, билеты стоят не в два раза дороже, а всего 73 рубля.

Все-таки электричка – самый правильный способ добраться до фестиваля. Способ прикоснуться к корням и попытаться хоть как-то ухватить ускользающий призрак прошлого. Мы едем на второй электричке с утра, но народа уже на вокзале набивается много, уже стоят.

Неожиданно много студентов, славных таких, с оживленными лицами. И на какое-то короткое мгновение начинает даже казаться, что эстафета передана, жанр изначально студенческий продолжается в современной молодежи... Но нет, эти песен в электричках не поют. Поболтав немного, утыкаются каждый в свой гаджет, от которых их не оторвала даже тетушка, исполнившая сначала весьма недурным голосом лирические-патриотические песни собственного сочинения, а потом, чтоб все подпевали, – «Катюшу». Народ вяло подтягивал, в основном тетки, замечательные тетки с рюкзаками, которые были студентками тогда, когда все начиналось...

Второе дыхание

Дети на фестивале – это отдельная тема. Они живут своей параллельной жизнью, просто радуясь всему, что происходит вокруг, и еще тому, что родителям стало немножко не до них. И можно найти не высохшую еще после недавнего дождя лужу, встать в нее и стоять... Дети есть везде, они присутствуют всюду незаметно, но они-то замечают все. И впитывают. А потом вырастут – и тогда мы точно узнаем, чего стоили все наши усилия. Поэтому, когда появляются ансамбли вроде «Второго дыхания», в котором поют внук Юрия Визбора, сын Галины Хомчик и дочь Алексея Иващенко (сам ансамбль – его детище, а плохих проектов у него не бывает), и надежда в сердце появляется.

Народ

Любой фестиваль – это всегда сборище эксцентриков. На Мастрюковской поляне они концентрируются в районе футбольного поля и торговой поляны. Если сюда попадаешь, сразу возникает ощущение, что народа-то тут больше намного, чем на эстрадах: люди гораздо охотней приобщаются к материальным ценностям. По официальным данным, слушать концерты ходят около 10 процентов приехавших на фестиваль...

О главном

Конкурс – это, безусловно, центральное действо. Не потому что интересно большинству, нет, конкурсный концерт лауреатов особого ажиотажа не вызывает, но во время этого концерта по поляне начинают летать какие-то другие флюиды, атмосфера электризуется. Среди вальяжной, лениво прогуливающейся публики появляются люди собранные, с резкими, слегка нервными движениями...

Перед этим уже два дня жюри первого и второго туров в поте лица выбраковывало новых непризнанных авторов с их «Посвящением ГрушЕВСкому фестивалю», стараясь вместе с водой не выплеснуть младенца. Из 290 заявителей до третьего тура дошли 45, в результате получилось 8 лауреатов и 11 дипломантов. Дипломантов не слышала, а лауреаты – да, почти никто вопросов не вызывает. Кстати, как минимум трое «происходят» с Кольского бугорка – наглядный пример того, как одна маленькая творческая единица может влиять на вкусы и задавать тон.

«Ностальгия по настоящему»

Великолепную песню на старые-престарые стихи Андрея Вознесенского написал Виктор Попов, который не пел в этом году на «Горе». Ностальгия по настоящему на фестивале накатывала. Вот рейтинг бардов по количеству часов «напева»: больше всех напели Данской с Полтевой, Ланкин и Фахрутдинов, чуть меньше – странная группа «Дефекты речи», дальше в рейтинге – Бикчентаев, Егоров, Ведерников... Что оценивает этот рейтинг? Вкусы публики – к счастью, не всегда испорченные.

Качество-количество

Еще одно удивительное явление, которое было всегда, – погоня за количеством. По предварительным подсчетам МВД, на фестивале было около 30 тысяч человек. «Опытный взгляд» организаторов уточнил цифру: в субботу было около 80 тысяч. Сколько из них пришло на «Гору»? Все те же 10 процентов? А чем занимались остальные – и при чем тут, собственно, фестиваль?

Предварительные итоги

И все-таки хорошо, что фестиваль теперь один. Мы были очень рады видеть тех, кого семь лет не видели. И те, кто приехал, – они тоже были рады видеть нас. Грушинский фестиваль перешел на новый этап своего развития. И скоро будет понятно, что это за явление – порождение людской воли и зачастую амбиций или все-таки это стихия, которая дает нам всем шанс научиться договариваться и быть вместе. Ведь именно волшебное чувство единства некогда заставляло всех приезжать на это место. А истинное единство невозможно без искренности и честности. Удастся ли это возродить?

***

Под этим Дашиным заявлением готов подписаться. И под констатирующей частью, и под тревожным вопросом. Ведь пока «Гора» просто признала разумными усилия губернатора Николая Меркушкина, министра культуры Ольги Рыбаковой и президента фестиваля Бориса Кейльмана (для меня именно этим трем людям удалось, сломав все сопротивления, собрать всех любителей авторской песни на фестивальной поляне).

Открытый диалог впереди. И успех его зависит от общественных настроений. Участники и гости Грушинского – это своеобразный репрезентативный срез. Сумеют найти общие интересы и цели на фестивале – значит, и у общества есть шанс от пикировок перейти к созидательному процессу. Как, впрочем, верно и обратное: сумеет общество понять, что жить в согласии и по законам чести – единственный вариант избежать катастрофы.

И очень важно, что каждый приехавший в Мастрюки – «наш», «грушинский». Он сделал этот шаг, и это замечательно. Теперь наша задача – сделать его своим, влюбить его в то, что любишь сам. Не получилось? Общая беда. Получилось – еще один шаг к согласию.

Только так.

Материал опубликован в издании «Культура. Свежая газета» № 12 (59) за 2014 год.


Tags: Авторская песня, Грушинский фестиваль, Культура, Культура Самарской области
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments