Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет двенадцатый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Вышел в свет последний в этом сезоне номер газеты. Впереди – каникулы, и первый номер грядущего сезона должен выйти 11 сентября.

Центральные материалы номера упакованы в спецвыпуск «Кинематографической набережной», который открывают впечатления главного редактора от программы 36-го Московского международного кинофестиваля, 47 фильмов которого ему удалось всё-таки посмотреть, – «Кино залпом»:

Есть шанс, что мудрая политика федерального министерства культуры и маниакальное стремление депутатов Государственной думы построить в шеренги всех, у кого еще сохранилась способность к размышлению и рефлексии, могут превратить Московский международный кинофестиваль в единственный российский остров киносвободы.

Рассуждения о том, куда заплутало современное кино, продолжает беседа двух знаковых самарских киноведов – президента «Ракурса» Михаила Куперберга и Валерия Бондаренко, который сам по себе Бондаренко и всё – «Сотворение мифа, или Должно ли современное кино быть глуповатым»:

Мы живем во время, когда все культурные события – за занавесом выборной вакханалии. Самара не выделяется на общем фоне российской культуры. Я бы процитировал недавний эфирный диалог. Виктор Ерофеев спросил: «Ничего не понимаю, Пушкин это элитарная культура?» На что Кирилл Разлогов ему ответил: «Если матерная – то нет, а если не матерная – то элитарная». И Ерофеев грустно подвел итог: «Ну, да, нам всем пора вешаться».

Завершает спецвыпуск задание на каникулы, который дал читателям самый юный член квартета Олег Горяинов «Киномания в условиях «блокады», или Что делать, когда в кинотеатрах смотреть нечего»:

Летняя пора очень часто оказывается самым тяжелым периодом в жизни поклонников кино. Уходят на каникулы «Ракурс» и другие киноклубы города, тогда как мультиплексы продолжают настойчиво крутить попкорн-продукцию в еще более «облегченном» режиме, чем в весенне-осенний период. Если человеку не удается поехать на многочисленные фестивали, то отечественный зритель обречен практически на тотальное одиночество и отчужденность от большого киноэкрана.

Накапливающийся кинематографический голод остается утолять лишь в домашних условиях, в блужданиях по многочисленным спискам имен режиссеров и названий фильмов. Однако, как известно, изобилие всегда идет рука об руку с растерянностью и нерешительностью. И вопрос «что смотреть?» приобретает новое значение.

«Событие месяца» да и всего летнего сезона – 41-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, вернувшийся на «намоленную» поляну на Мастрюковских озерах. «Аналитический» репортаж с поляны «Грушинская республика» – Дарьи Григорьян и главного редактора газеты:

Грушинский фестиваль – идея народная, и не стоит ее пытаться переформатировать, строить в шеренги, привносить в нее искусственно придуманные идеи и принципы. Фестиваль, а это несколько десятков тысяч человек в самые «неурожайные» годы, все чуждое прожует и выплюнет решением самого высшего своего суда – «Горы».

На развороте «Театральный проезд» – обещанная рецензия на горьковских «Варваров», поставленная в Академическом театре драмы имени М. Горького Валерием Гришко – «Жгучий вопрос об интеллигенции» Светланы Хумарьян. Три главных повода, по которым мы возвращаемся к анализу работы академического театра драмы, завершившей 163-й сезон. Во-первых, мы обещали развернутую рецензию. Во-вторых, к приезду группы экспертов «Золотой Маски» театр много потрудился, и третий спектакль уже существенно отличался от первого. В-третьих, «Варвары» вполне «тянут» на лучший самарский драматический спектакль 2014-го года.

Меня порадовал зрительный зал на спектаклях: он как будто продолжительное время испытывал жажду большого, настоящего театра. Мозг зрителя хочет получать здоровую пищу. Русский театр устал от концептуальности и режиссерского волюнтаризма.

Долгие благодарные аплодисменты и масса цветов завершают этот спектакль. Это достойное закрытие сезона позволяет надеяться на более взыскательное формирование сезона предстоящего.

Страшная вещь – интеллигенция по должности. Изобретательность ее гнусности и пошлости беспредельна. Она любит молчаливую реакцию на свои деяния…

С ней соседствует «Сказ про то, как самарские куклы Китай покорили» Маргариты Прасковьиной.

На «Бульваре искусств» – рецензия Валентины Черновой «Валяние не валенков» на персональную выставку Ларисы Рудяковой-Кондратовой в галерее «Новое пространство»:

Осматривая выставку Ларисы Кондратовой, невольно подумала об удивительном свойстве российских женщин-художниц взять что-то европейское, типичное, предназначенное занять домохозяек, взять – и превратить все это в сложное, утонченное станковое искусство. Благодаря высокой художественной профессиональной культуре автора войлочные картины выглядят как нечто отдельное от популярного вида рукоделия. Их ни в коей мере нельзя считать видом народного творчества. Это замечательные образцы декоративно-прикладного искусства. И это приятно.

На развороте «Музыкальная площадь» – совместная рецензия преподавателя Самарского музучилища Татьяны Поберезкиной и преподавателя Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Анны Лазанчиной «Орган + флейта» на концерт швейцарского дуэта Оливье АйзенманнВверена Штеффен. Рядом с ней – впечатления Игоря Вощинина от концерта Александра Виницкого и от общения с ним «Многоликая гитара Виницкого» и изящное эссе Натальи Эскиной «Апофатическое для ААА» из её вечного цикла «Бахиниада»:

Чтобы обозначить след своего присутствия в вечности, герой «Бесконечной истории» расписывается цветной струйкой песка на дюнах безлюдной пустыни: БББ. Наш герой – ААА.

Не Бастиан Бальтазар Букс, как в немецкой книжке, а Андрей Анатольевич Антонов. Правда, то, что мы анонсируем, вполне укладывается в БББ:

Бас (это он, Андрей Антонов);

Бах (Иоганн Себастьян);

Бог (главная тема творчества Баха).

На полосе «Культурологические штудии» в рубрике «Условно высшая школа» – аналитическая статья Галины Торуновой «Культура – это так скучно?» о дегуманитаризации российского образования:

Каждый новый ректор начинает с того, что увольняет меня. Нет, я не о себе, великой и незаменимой, а просто так уж получается, что вместе со мной из образовательного содержания педвуза, как бы он ни назывался, «вымывается» некий компонент, тесно связанный с культурой, той ее частью, что называется художественной.

На полосе «Год Культуры» – репортаж Валентины Черновой о выставке Юрия Филиппова в епархиальном церковно-историческом музее «Паломничество в страну Древняя Русь».

На полосе «Культура и Власть» – традиционная колонка врио министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой и впечатления Алексея Аржанова «iВолга – выбор молодых».

В номере – много новостей, справочного материала, летняя афиша «Самарские премьеры».


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • …и о погоде

    Светлана ЖДАНОВА * Телевизионное прошлое, что называется, не пропьешь: сложно сменить угол зрения, и знаменитое «и о погоде»…

  • Что делать? 22 апреля, четверг

    «Свежести» – в новом формате. Теперь – только о том, куда пойду сам, если обстоятельства не остановят. В четверг…

  • С тобой, Лили Марлен…

    Леонид НЕМЦЕВ * Текст иллюстрирован кадром из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен» 1961 года Райнер Вернер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments