Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет десятый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

В качестве «События месяца» редакция выбрала 21-й Фестиваль прессы, по традиции проходивший в последние выходные мая в Струковском саду. В этот раз наш репортер на празднике – Маргарита Прасковьина:

Есть праздники, приближение которых чувствуешь интуитивно, даже не глядя на календарь. С первым снегом ждешь Новый год, с концом сессии – Грушинский фестиваль, а с окончанием весны – День прессы.

В студенческие годы мы присутствовали на нем с надменным видом: мы теперь профессионалы, журналисты, а не простые обыватели. Сейчас приходишь в последнюю субботу мая в Струковский сад – обнять родных преподавателей; узнать, сколько еще детей родились у одногруппников; спросить, как дела у бывших коллег (кадры в Самаре непрерывно курсируют из одной редакции в другую, поэтому количество бывших коллег измеряется порой трехзначными числами). Ну и не в последнюю очередь – посмотреть, чем другие площадки будут удивлять гостей фестиваля, чтобы убедиться, что «у нас все равно лучше!»

Посоветовал бы начать чтение номера с разворота «Бульвар искусств», на котором опубликована точная, остроумная и очень глубокая аналитическая статья Валентины Черновой «Академик Рудольф Баранов и академическая живопись России», поводом для которой стала непродолжительная персональная выставка Рудольфа Николаевича в галерее «Виктория»:

В первый раз я узнала о художнике в далекие 70-е годы. Тогда во всех официальных журналах по искусству появилась картина «С высоты портового крана», удостоенная почетной грамоты Академии художеств СССР и ставшая впоследствии классикой советской живописи. Никто, кроме него, не удосужился влезть в будку крана и запечатлеть молодую крановщицу на фоне порта. Баранов стал новатором.

Соседний разворот «Музеефикация культуры» делят статьи о наиболее масштабных музейных событиях недавнего времени: фестивали «Улица как музей, музей как улица» («Искусство в формате события» Елены Богатыревой) и «Музейный пикник» («Ядро» городского равновесия, или «Музейный пикник» в режиме non-stop» Елены Шлиенковой). Материалы особенно интересны тем, что оба автора – кандидаты философских наук – сами активные действующие лица событий, о которых они повествуют.

На полосе «Культура и Власть» – поздравления министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой с Пушкинским днем и Общероссийским днем библиотек; статья доктора филологических наук Людмилы Карпенко «Праздник единства славянского мира» (Людмила Борисовна закладывала традиции чествования Кирилла и Мефодия в Самаре).

На полосе «Год культуры» – репортаж Наталии Харитоновой о всероссийскои фестивале традиционной культуры «Наши традиции», и статья Александра Завального «Показатель культурного уровня региона», представляющая вышедший в свет роскошный 3-томник «Фотографы и Самара» Владимира Кузнецова и Сергея Рудняева.

По-настоящему живая человеческая история начинается с появ­ления фотографии. Всё многообразие и очарование шедевров архитек­туры, городского быта, народных праздников XIX – начала XX вв. смогли передать работы старых фотомастеров. Что-то из этих работ отыщется в государственных и ведомственных архивах, что-то встретится в де­душкиных альбомах, а что-то...

Трилогия «Фотографы и Самара» – событие в книжном мире Рос­сии. Подобное издание можно считать показателем культурного уровня региона, и человек, взявший в руки эти тома, уже никогда не назовет Самару провинцией.

На развороте «Музыкальная площадь» – рецензии преподавателя Самарского музучилища Татьяны Поберезкиной «Концерт как подарок» на благотворительный органный концерт в Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга, кандидата искусствоведения Ольги Кришталюк на концерт из произведений самарских композиторов в СГАКИ и статья Екатерины Гниловой «Бесценные уроки музыки» об открывшейся в Самаре Академии Юрия Башмета.

На развороте «Театральный проезд» – рецензии на последние премьеры в самарских театрах: «Сторожевая собачка» (СамАрт) – «Собачки, девочки, мальчики и смерть» Галины Торуновой, «Поединок» («Камерная сцена») – «Вырвался бы из серости, да калоши увязают» Маргариты Прасковьиной и «Корсар» (Академический театр оперы и балета) – «Право на побег» московского балетного критика Анны Гордеевой:

Чем сложнее жизнь – тем больше человеку хочется хотя бы на вечер сбежать туда, где не встретишь ничего, связанного с реалиями этой жизни. Человек имеет право сбежать от крестьянской реформы, «пикировки» Керенского и Корнилова, итогов XXIII съезда КПСС и украинской телехроники. Да, потом ему придется вернуться и разбираться со всем этим; но три часа передышки – это немало. Они дают душевную устойчивость – и спасают психическое здоровье.

Нынешний «Корсар», поставленный в Самаре петербургским хореографом-реставратором, специалистом по старинным танцевальным текстам Василием Медведевым, несомненно, послужит той же цели.

На развороте «Культура и Слово» – репортаж Виктора Животовского с Дня библиотек «Праздник, известный единицам»:

Что для современного человека библиотека? Говорили, что с появлением компьютерных технологий, гаджетов и с повсеместным доступом в Интернет пропадет сама суть библиотеки как хранилища информации. Думали, что газеты должны исчезнуть с появлением радио и телевидения. Не сбылось.

На полосе «Человек культуры» – объяснения в любви старейшине самарских языковедов, доктору филологических наук Елене Сергеевне Скобликовой её учениц:

В начале двухтысячных этой скромной и немолодой женщине удалось буквально остановить поезд реформы русской орфографии, который уже мчался на всех парах. Новая редакция правил затрагивала всех грамотных людей, пишущих на русском языке. Выступив с публичной критикой, Елена Сергеевна доказала, что эти правила не только не облегчат, но и в ряде случаев усложнят правописание. Надвигающаяся реформа была сначала приостановлена, а затем и совсем отменена. Так что во многом благодаря именно этому человеку у грамотных людей сегодня не возникает проблем с правописанием, которые неизбежно возникли бы при необходимости переучиваться.

На полосе «Культура повседневности» – эссе Сергея ГОЛУБКОВА – «Такие разные хвостатые горожане» из цикла «Самарский текст»:

Жизнь людей в огромных мегаполисах нуждается в гармонизации. Это многоуровневый процесс. Он включает и устремленность к гармонии межчеловеческих связей, и достижение оптимального баланса техносфера − природа, и соблюдение разумной меры потребительских аппетитов. Конечно, этот процесс предполагает и выстраивание нормальных отношений, скажем в шутку, между горожанами бесхвостыми и хвостатыми – то есть между людьми и животными. В этих отношениях самого широкого спектра (от фанатичной любви к своей кошечке до страстной ненависти или холодного равнодушия к чужому зверью), как в зеркале, отражается реальный этический потенциал нашей цивилизации.

В номере – много новостей, справочного материала, афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments