Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет девятый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

В качестве «События месяца» редакция выбрала «Ночь музеев»:

Постепенно сформировалась субкультурная группа – из тех, кто бывает в музее только в специально организуемую «Ночь», и поутихли восторги от перспектив практически безграничного расширения аудитории, которые кураторы и менеджеры разглядели в оригинальном способе организации музейной работы. Стало очевидным, что и формотворчество, таящееся в самом таинственном времени суток, носит довольно ограниченный характер.

Пришло время поговорить о смыслах. Ведь не просто так, не ради отчетной галочки и не по причине хронического трудоголизма хранители культуры – от океана до океана – тратят свое бесценное время на подготовку программы, которая пройдет единожды и больше никогда не повторится? Есть же за всем этим некая идея? Только в чем она состоит?

Или это просто очередная попытка сбежать от скуки, приходящей после постоянного общения с Вечностью – архивами, нарративами, артефактами прошлых эпох? Не напрасно говорят: вечная жизнь – самое суровое наказание из всех, что может быть ниспослано человеку.

Но ведь это литургия такая – быть хранителем культуры, и отказ от нее преступен, кто бы ты ни был: выпускник, пришедший пересидеть в музее «тяжелые времена», или опытный специалист, усомнившийся однажды в том, что главные задачи музея – сберечь и изучать. Я знаю примеры, когда, насмотревшись на индифферентных к экспонирующимся сокровищам особей, человек отчаивается и решает: да пусть дискотека с аксессуарчиками, пусть симулякры, раз к настоящему тяги всё равно нет.

А может быть, за всей этой «Ночью» – понимание необходимости актуализировать язык культуры? Осознание тупика, в который мы загнали себя, свыкнувшись с тем, что любовь к высокой культуре, пристальное изучение истории стали не более чем ритуалом? Что традиция – необходимая основа, не более?

На полосе «Культура и Власть» – поздравления министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой с Днем славянской культуры и письменности. На полосе «Год культуры» – репортажи Юлии Евстафьевой с Российской студенческой весны, завершившейся в Тольтти, и Игоря Васильева с фестиваля ролевиков «Княжий турнир».

На развороте «Музыкальная площадь» – рецензия «Свердлов-Ашкенази: поиски своего пути в искусстве» Ии Немировской на концерт абонемента «Дирижирует маэстро Щербаков», статья Анны Лазанчиной к 10-летию одного из самых известных самарских коллективов – студенческого хора «Апрель» и эссе джазового обозревателя Игоря Вощинина о музыкальной династии Файн – «Стейнвей для трех поколений»:

Григорий Файн – самый известный самарский джазовый профессионал. Концерт, завершавший его филармонический абонемент «Азбука джаза», стал не только ярким событием, но и поводом для разговора о феномене музыкальных династий.

Именно в музыке, одном из древнейших занятий человека, довольно часто проявляется профессиональная преемственность. В Куйбышеве/Самаре немало музыкальных семейств, но семейство Файнов в музыкальной Самаре – явление поистине уникальное.

На развороте «Театральный проезд» – размышления главного редактора после премьеры горьковских «Варваров» в Академическом театре драмы и аналитическая статья Ирины Портновой о фестивале «Премьера одной репетиции»:

Каких только фестивалей сейчас нет: международные и губернские, малых городов и больших регионов, любительские и профессиональные! Фестивали сейчас – замена прежних «больших» гастролей. Но вот чего я никогда не видела, так это фестивалей с названием «рабочий». Самого этого слова в названии фестиваля нет. Название звучит так: фестиваль «Премьера одной репетиции», и в начале мая он в пятый раз проходил в театре юного зрителя «Дилижанс».

На развороте «Бульвар искусств» – рецензия Валентины Черновой с выставки «Под одним небом» в галерее «Вавилон», где выставлены работы учителя (крымчанина Александра Шуринова) и ученика (черниговца Андрея Иноземцева):

Мистическим образом открытие выставки совпало с событиями в Крыму и на Украине. Некоторые зрители посчитали, что вернисаж специально был приурочен к историческим событиям, но оказывается, идея этого проекта зародилась в Самаре два года назад.

Наш известный художник Алексей Попов (уже год его нет с нами) познакомился с Андреем Иноземцевым на пленэре в Черногории. Там действует арт-лаборатория: содружество творческой интеллигенции. Ежегодно они приглашают десять художников на десять дней в средневековый город Катор на берегу Адриатического моря.

Алексей Попов сдружился с Андреем и пригласил с выставкой в Самару. На протяжении двух лет Иноземцев вместе со своим учителем Александром Шуриновым небольшими партиями пересылали произведения в Самару для будущей выставки.

Но к нынешнему апрелю жизнь все поменяла. «Нам не дано предугадать…» Нет с нами Леши Попова. Замечательного мастера живописи Александра Шуринова представляли на открытии выставки уже как гражданина Республики Крым, а Андрея Иноземцева – как художника с Украины.

На полосе также – эссе «Будущее искусства – за социальными сетями?» Софии Сараевой, посетившей открытие выставки «iГород» в «Новом пространстве», и информационный материал «Человек, который конструировал светлое завтра» Екатерины Викторовой с мемориальной выставки, посвященной Марку Демидовцеву, в Тольяттинской краеведческом музее.

Полоса «Культура детства», подготовленная Анны Шаймардановой – итоги участия делегации Самарской области в Дельфийских играх и размышления о дальнейшем развитии фестиваля русского народного искусства «Свет бересты».

На развороте «Культура и Слово» – очерк Ольги Беловой о маленькой библиотеке в начале улицы Гагарина: «Один день жизни не очень большой библиотеки»:

«Не очень большая библиотека» – это литературно-культурный центр Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы. День – это день, не ночь. Я уже всерьез начинаю удивляться, когда вижу дневную активность учреждения культуры: «Чего же ночи-то не дождались?»

Рядом на полосе: репортажи Софии Сараевой – с открытия необычной выставки, посвященной 100-летию Альбера Камю, в областной научной библиотеки «Удивительный век» – и с Лермонтовского бала.

На полосе «Человек культуры» – творческий портрет новокуйбышевской поэтессы Дианы Кан «Подданная русских захолустий» Александра Шишкина.

Я подданная русских захолустий.

И тем права пред Богом и людьми.

И приступам провинциальной грусти

моя любовь к Отечеству сродни.

Пусть кажется кому-то экзотичной,

как в зимний день июньская гроза,

моя великорусская привычка

прищуривать нерусские глаза.

Вдали от многолюдных перекрёстков

постигла я на стылых сквозняках

кровавый привкус русского вопроса

на опалённых временем губах.

Ладонь отвергла дедовскую шашку,

но не снискала мира на земле…

Сгорает век томительно и тяжко.

Мои пути потеряны во мгле.

Лицо слезой кровавой умываю,

впадая временами в забытьё.

Но ни на что вовек не променяю

Божественное подданство своё!

На полосе «Культура повседневности» – эссе Сергея ГОЛУБКОВА – «Прелести пленэра, или Дачные сезоны горожанина» из цикла «Самарский текст»:

Российская история знает несколько типов мест проживания горожанина. Это традиционная усадьба помещика, куда на лето выезжал из душного города богатый и титулованный дворянин. Это разместившаяся на городской территории так называемая «городская усадьба»: просторный особняк с флигелями и надворными постройками, с садом; это городская квартира, каковой является, скажем, последняя квартира А. С. Пушкина на Мойке, 12; это различные сдававшиеся бедным квартирантам «петербургские углы», многовариантно описанные Ф. М. Достоевским; это купеческие особняки, мещанские дома, доходные дома (для сдачи квартир в аренду), военные казармы. Российская история ХХ века обогатила типологию таких жилищ «бараком», «коммуналкой» и «общагой». И, наконец, вошедшая в бытовое пространство горожанина еще с XIX века собственно дача.

Получилось весьма симпатичное антропологическое исследование

В номере – много новостей, справочного материала, афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments