Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет шестой номер областной газеты «Культура» за 2014 год

Открывается номер репортажем с торжеств, посвященных празднованию Дня культуры; публикацией последнего (по времени) распоряжения губернатора о присвоении званий Заслуженного артиста и Заслуженного работника культуры Самарской области; колонки министра культуры Ольги РЫБАКОВОЙ, в которой она рассказывает о «фестивальном апреле» в Самарской области; и информации о завершившейся Неделе детской книги.

На полосе «Год культуры», как и обычно, – статьи о «народных» инициативах наших земляков в Год культуры: цикле занимательных лекций «Человек-Наук»; сражении юных литераторов «ВоПЛЬ»; продолжении тольяттинской акции «Память места»; а также о выставке, посвященной 120-летию авиаконструктора Сергея Ильюшина; весеннем празднике «Наурыз», научно-практической конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем».

Центральное место на развороте «Событие месяца» отдано интервью председателя Самарского отделения Союза театральных деятелей России Владимира Гальченко о фестивале «Волжские театральные сезоны», предстоящем праздновании 100-летия самарского СТД, театре «Актерский дом». С ним соседствует материал Маргариты ПРАСКОВЬИНОЙ о вручении премий «Самарская театральная муза» и размышления Ольги КРИШТАЛЮК после открытия оперного фестиваля «Лики любви».

На развороте «Музыкальная площадь»: рецензия Анны ЛАЗАНЧИНОЙ на заключительный концерт филармонического абонемента «Союз композиторов приглашает…»; и обзор филармонических абонементов на сезон 2014/2015 годов, предваряющий ярмарку абонементов, которая развернется в грядущее воскресенье; и эссе Натальи ЭСКИНОЙ «Кусочек буженины за баховским праздничным столом», посвященное самарским событиям, связанным с очередным днем рождения великого композитора.

329 лет нашему дорогому, любимому и единственному Иоганну Себастьяну! Причем обратим внимание: с круглой датой вас любой дурак поздравит! А вот с такой неудобной, некруглой – самые близкие люди! Самые любящие! Мы то есть. С днем рождения вас, господин Бах! И как это мы без вас 264 года обходимся!

А действительно, как? Когда я была маленькой, мысль о смертности всего сущего как-то не приходила в голову. Вокруг стояла Вечность – лучезарная, счастливая вечность детства, подсвеченная то золотистым ля мажором двухголосной инвенции Баха, то мягким кофейным свечением фа-мажорной фуги. Она еще танцевала, эта Вечность. Приплясывала. И всё было хорошо – пока в четырнадцать лет всё это золотое свечение не сдуло синим ветром ре-минорного концерта. «Какой страшный!» – подумала я. И коготок увяз. Я взяла конверт от пластинки с ре-минорным концертом и, плача, тщательно срисовала это милое и уже 213 лет не существующее рядом с нами лицо.

Каковы еще основания так фамильярно отмечать некруглые даты Нашего Всего, кроме любви? Есть ли в Самаре хоть какая-то ниточка, ведущая нас к Баху?

Ниточек две-три (сейчас не премину их перечислить). Теперь вот и четвертую хотим завязать.

На развороте «Театральный проезд» – рецензии на последние самарско-тольяттинские премьеры. Ия НЕМИРОВСКАЯ побывала на «Флории Тоске» в постановке Александра Анисимова, Юрия Александрова и Вячеслава Окунева в Академическом театре оперы и балета.

Ирина ПОРТНОВА анализирует премьеры театра «Колесо» («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира) и театра юного зрителя «Дилижанс» («Слуга двух господ» К. Гольдони):

Актёры облачаются в какие-то (кто что нашёл) детали костюмов и парики с болтающимися торговыми ярлыками и на сцене, всё оформление которой состоит из раздевалок со шторками, передвижных вешалок с одеждой и манекенов, начинают играть спектакль. И это действо не просто «рамка» к спектаклю. Импровизация сопровождает весь спектакль, при этом у Гольдони не пропало ни одного слова. Только лиры переводятся в рубли; вместо хлебного мякиша для заклеивания письма у зрителей требуют жвачку; обед прерывается рекламными паузами; а если нужна шпага, то у манекена забирают зонтик.

Это не пародия и не театральный капустник – это действительно импровизация.

На развороте «Бульвар искусств»: приглашение на выставку Натальи Надеиной, открывшейся в Тольяттинском художественном музее и глава из готовящейся книги воспоминаний искусствоведа Валентины ЧЕРНОВОЙ «Пленники искусства» – о замечательном самарском художнике-примитивисте Иване Васильевиче Карпунове:

– Внимание! – тихим вкрадчивым голосом сказал Пурыгин. – Я обращаюсь к молодым, И.В. стар, у него своя дорога, он сам выбрал ее. Но вы, если не хотите потерять мое доверие к вам, и если хотите стать профессиональными художниками, запомните: никто не должен брать пример и учиться у него!

Он произнес это угрюмо, со скрытой угрозой в голосе. Я посмотрела на Карпунова. Не припомню, что, какого цвета было из одежды на нём, но это всегда были пиджак и рубашка, заправленная в брюки, – всё до крайней степени заношенное и покрытое многочисленными мелкими пятнышками масляной краски. Он сидел посередке банкетки, но после слов Валентина Захаровича, казалось, он и не сидит вовсе, а висит над полом и пристально разглядывает белые кусочки мрамора в цементном полу, опустив седоватую голову и чему-то улыбаясь. Он изо всех сил сохранял приветливую улыбку на лице. Рука его коснулась кармана, нащупывая коробку папирос и спички. Видно, ему хотелось встать и выйти, но он устоял. Мягко сутулясь в своем стеснении, он глядел в пол, а я всматривалась в глаза и не находила поддержки.

Полосу «Культурологические штудии» делят новый для газеты автор – кандидат филологических наук Вера ЛАБУТИНА с эссе «Язык к этическому выбору не способен» и кандидат филологических наук Илья САМОРУКОВ с «параллельными чтениями» пьесы Ивана Вырыпаева «Танец Дели», поводом к написанию которой стала постановка спектакля по ней в театре «Самарская площадь»:

Пьесы драматургов «Новой драмы», несмотря на свою новизну, всегда очень моралистичны. Идеологи «Новой драмы» любят декларировать, что искусство не должно говорить, что хорошо, а что плохо. Но на поверку они именно это и делают. Сюжеты подсматривают в нашей российской действительности, а зло в виде неустроенности, лжи, грубости – это та правда, которую надо увидеть. Увидеть, а потом в перспективе победить.

Но Вырыпаев в «Танце Дели» не показывает неприглядную действительность. Она у него тут не ужасна. У героини умирает мать, а она этого не чувствует, как Мерсо из «Постороннего». Разве что в Индии можно увидеть подлинное страдание и превратить его в танец.

На полосе «Человек культуры» – юбилейное интервью джазового обозревателя газеты Игоря Вощинина, которое он ДАЕТ своему другу и соавтору Юрию ХМЕЛЬНИЦКОМУ в связи со своим 75-летием, 50-летием журналистской деятельности и 20-летием выхода в эфир авторской радиопрограммы «Вот вам джаз»:

Первокурсником строительного института, я играл в ансамбле ресторана «Гранд-отель». Но из ресторана пришлось вскоре уйти. Как-то во время занятий я был срочно вызван к декану. «Ну что, Вощинин, докатился?! – поинтересовался декан. – Советский студент, комсомолец – и в кабаке лабаешь?! Послезавтра собираем комитет комсомола. Тебя ожидает исключение из ВЛКСМ с формулировкой «за моральное разложение».

Доводы о том, что на 120 рублей стипендии и 300 рублей маминой пенсии прожить вдвоем просто нельзя, декана не убедили. Без ленинского комсомола я бы, конечно, прожил, но исключенного из комсомола меня сразу бы отчиcлили из института. Таковы были тогда правила. Пришлось с рестораном расстаться. Но меня тут же приняли в оркестр «Дзержинки», а чуть позже мне довелось еще работать в оркестрах кинотеатров «Первомайский» и «Культкино».

На полосе «Самарский текст» – очередной очерк доктора филологических наук Сергея ГОЛУБКОВА – «Память и закон всемирного тяготения»:

Торопятся или идут неспешно по улицам города разноликие и разновозрастные самарцы. У каждого из них своя судьба – та смыслоемкая строчка, которая вплетается в совокупный самарский текст, в большую самарскую книгу судеб. Каждого, несомненно, и через много лет будут вспоминать его близкие, сослуживцы, приятели, соседи. А о ком-то писать книги и статьи.

Свою статью Сергей Алексеевич посвятил школьному товарищу Александру Породенкову.

На полосе «Память культуры» – исследовательского материала доктора филологических наук Михаила ПЕРЕПЕЛКИНА о забытом эрзянском писателе Алексее Дорогойченко.

В номере, как всегда, много новостей из мира самарской культуры, традиционные колонки «О языке», «Неделя в истории Самары», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments