Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет пятый номер областной газеты «Культура» за 2014 год

В этом номере – 24 полосы, новая верстка, и номер издан в цвете.

Открывается номер эссе о Дне работника культуры, поздравлениями самарского губернатора Николая МЕРКУШКИНА и министра культуры Самарской области Ольги РЫБАКОВОЙ с этим праздником.

Я абсолютно убежден, что у культуры нет и не может быть ни работников: она не отрасль народного хозяйства, работники есть в отраслях, на предприятиях. У культуры нет и не может быть даже служителей: последние – только у культа (а, согласитесь это не одно и тоже) или у муз, то бишь у искусства, присутствуют. У культуры есть только её носители. Но дожить до праздника людей культуры я и не чаю (хотя мне лично Дня культуры вполне достаточно), а потому к поздравлениям с этим нелепо именуемым праздником присоединяюсь.

На полосах «Культура и Власть» и «Год культуры» – материалы об обретающем всероссийский размах движении «Добрый город», о тольяттинском книжном «Френд-фестивале», об открытии в Самарском государственном университете Межвузовского гуманитарного музейного центра и о множестве других частных, общественных и государственных инициатив.

Центральное место на развороте «Событие месяца» автор и по совместительству директор газеты Екатерина ВЫРОВЦЕВА вместе с самарским фотографом Валерием АФАНАСЬЕВЫМ путешествуют по залам итоговой выставке фотоконкурса «Самарский взгляд 2013» и беседуют об искусстве фотографии и состоянии этого вида искусства в нашей области.

На развороте «Музыкальная площадь» – впечатления джазового обозревателя Игоря ВОЩИНИНА от концерта афроамериканского вокалиста Джейми Дэвиса в сопровождении Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан – «Свинг на юбилее Графа» – и культурологический экскурс доктора искусствоведения Ии НЕМИРОВСКОЙ в историю самарских квартетов.

Разворот «Театральный проезд» поделен на полосы, посвященные Международному дню кукольника, и искусству драматического театра. Центральный материал первой из них – заметки главного редактора газеты после посещения муниципального театра кукол «Лукоморье»: «Сказка на расстоянии вытянутой руки»:

Другая полоса отдана тольяттинским событиям: постановке в Молодежном драматическом театре притчи У. Хуба «У ковчега в восемь…» и грядущей «народной» постановке андерсеновской «Русалочки» в театре «Секрет».

На развороте «Бульвар искусств» – материал с первой встречи заинтересованных в стратегиях развития Самары горожан – «Архитектура и урбанистика», очерк Татьяны ПАХОМОВОЙ о самарском иконописце Константине Боровкове («В горний мир прекрасное окно») и заметки с творческой встречи в кинотеатре «Художественный» с режиссером Романом Либеровым, автором цикла «анимационно-документальных» фильмов о русских писателях.

На развороте «Культура и Слово» – своеобразное подведение итогов литературного года, сделанное доктором филологических наук Татьяной КАЗАРИНОЙ и молодым литературоведом Никитой КОВАЛЕМ:

В сегодняшней литературе очень отчётливо звучит писательское раздражение. Много чем, но в первую очередь – изменением правил игры: деградацией и бегством читателей, агрессией СМИ. Литературное поле сужается до тусовочного. Всё очевиднее, что книги пишутся для узкого круга, причём – для своего круга. Похоже, писатели с ужасом обнаруживают, что не только коллег, но и своих поклонников они знают всех до одного, в лицо и поимённо. А значит, смешно адресовать свои послания граду и миру или обращаться к далёким потомкам, и авторы всё чаще общаются между собой, через головы читателей. Сплошь и рядом они пишут книги друг для друга и друг про друга. А читателям достаётся всё больше оплеух.

Грядет футбольный чемпионат. Да даже если не грядет, проблема: как стать гостеприимными – стала наиважнейшей в наших палестинах. Чем удивлять будем? Музеями? Событиями? Фестивалями? Памятниками?

Так и хотелось назвать полосу: «Навстречу мундиалю!», но решили никого не дразнить заголовками. Тем более авторы сделали это в предлагаемых материалах. Бесспорно: с памятниками лучше, чем без памятников. Вопрос в другом: с какими памятниками? И что важнее: сохранить индивидуальность или – «хоть чучелом, хоть тушкой», лишь бы стать информационным поводом?

А авторы полосы «Пространство культуры» – краевед Александр ЗАВАЛЬНЫЙ и сотрудник Тольяттинского краеведческого музея Любовь ЧЕРНЯЕВА.

На полосе «Место культуры» – результаты похода главного редактора газеты по строящемуся театру: «СамАрт надежд наших». На традиционной полосе «Разные – не чужие» – эссе Аси МЕСТЕЧКИНОЙ о праздновании Пурима в Самаре и репортаж Наталии СТАРКОВОЙ с 25-летия воскресной татарской школы. На полосе «Культура и Образование» – материалы о новом наборе в хореографические учебные заведения Самары, итоги конкурса «Волжский проспект».

На развороте «Музеефикация культуры» мы завершаем публикацию «Музейный квартал в Тольятти» творческой группы, возглавляемой кандидатом философских наук Еленой ШЛЕЕНКОВОЙ.

На полосе «Культура повседневности» – эссе Екатерины СПИВАКОВСКОЙ «Их много – мы одни»:

Я успела забыть, как сильно обижает брошенное из-за прилавка особым тоном: «Женщина! Я, наверное, не с вами сейчас разговариваю!» Особенно почему-то не столько эта странное: «женщина», сколько непонятно откуда здесь взявшееся «наверное».

И вдруг оно вернулось. Не одна, не две, даже не три продавщицы вдруг сорвались на нервной почве, нарушив «дресс-код». Нет, хамство стало вновь потихонечку расползаться липкой змейкой по торговым точкам города, чтобы однажды воцариться в своём прежнем варианте, когда человек, невинно заглянувший после работы в магазин купить чего-нибудь вкусненького к чаю, чувствует себя жалкой тлёй. «Вас много – я одна».

На полосе «Культурологические штудии» – эссе Сергея ЛЕЙБГРАДА «Наказание Германом»:

Это не кино. Даже так: это некино. После «Хрусталёв, машину!» кино – художественное, эстетическое действие – для Германа кончилось. «Трудно быть богом» – это экзистенциально мировоззренческий акт на языке кино. Это потаённая, настоящая физиология идеального шестидесятничества – маленького, несбывшегося, потешного советского Возрождения. Но уже не искусство.

Это – провал. Провал в выгребную яму существования, в гадкую дыру коллективно-индивидуального сознания. В онтологическую бездну, покрытую тонким покрывалом однообразной, как жизнь начитанного советского человека, светописи. Цель бывшего гениального художника – полное саморазоблачение, приговор и диагноз. Правда, если хотите. Артикулируемая 14 лет и произнесённая за три часа. А мы хотим кино...

На полосе «Память культуры» – начало исследовательского материала доктора филологических наук Михаила ПЕРЕПЕЛКИНА о забытом эрзянском писателе Алексее Дорогойченко.

Центральные материалы разворота «Человек культуры» – эссе кинематографиста Бориса КОЖИНА о юбиляре, председателе самарского отделения Союза журналистов России Ирине Цветковой «Всё врут календари»; и очередной очерк из «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА – «У старого Эдгара» о легендарном самарском педагоге, библиофиле и краеведе Эдгаре Густавовиче Фрейтаге.

В номер много новостей, справочного материала, новых колонок, афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.


Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Что делать? 22 апреля, четверг

    «Свежести» – в новом формате. Теперь – только о том, куда пойду сам, если обстоятельства не остановят. В четверг…

  • С тобой, Лили Марлен…

    Леонид НЕМЦЕВ * Текст иллюстрирован кадром из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен» 1961 года Райнер Вернер…

  • Нос, или Заговор «не таких»

    Михаил КУПЕРБЕРГ * Россия, 2020 Режиссер и автор музыкальной композиции Андрей Хржановский Я ждал этого фильма давно, еще с времен,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments