Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет четвертый номер областной газеты «Культура» за 2014 год



Открывается номер эссе о гала-концерте, посвященном 100-летию композитора Аркадия Островского, поздравлениями министра культуры Самарской области Ольги РЫБАКОВОЙ с Международным женским днем, материалами о завершившихся Малых Дельфийских играх и об Открытии Года первого генерального директора ВАЗа Виктора Полякова

На полосе «Год культуры» – статьи об открытии в Тольятти Литературной академии, о праздновании Международного дня родного языка и о созданной Союзом журналистов и министерством культуры Школе журналистов, пишущих о культуре.

Центральное место на полосе «Культура народа самарского» отдано интервью с заместителем министра культуры Самарской области Ирине Калягиной о стратегии развития сельской культуры, поводом к которому стал завершившийся областной конкурс «на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территории сельских поселений Самарской области».

На полосе «Пространство культуры» кандидат философских наук Елена ШЛИЕНКОВА представляет проект «Музейный квартал в Тольятти», материал настолько интересный, что газета решила печатать его с «продолжением»:

Странное заявление, на первый взгляд. Тольятти?! Город с оборванными корнями, «лица всеобщего выраженья». Да и не город вовсе, а место временного пребывания, культурой не обремененное и к высокому не стремящееся. Город, где музеи «квартируются» в безликой линии многоэтажек и иллюзий по улучшению своего подобного «коммунальному» состояния не испытывают.

Музейный квартал без исторических предпосылок, музейной традиции, коллекций, заставляющих проехать полмира, чтобы встать напротив шедевра и, не отрывая глаз, завидовать самому себе и представившейся возможности лицезреть «сакральное»? Отсутствие путаных улочек, к которым прикоснулось прошлое, оставив шрамы, впадины и невидимое глазу, но ощущаемое всем нутром время. Площадей и дворцов, знавших парады, коронации и казни; с каменными изваяниями, запечатлевшими торжество и кровь. Ничего.

Абсолютно неуместная попытка музеефицировать «пустоту»? Водрузить над этой пустотой лозунг, никуда не зовущий и ни к чему не ведущий?

На развороте «Музыкальная площадь» – впечатления нового для газеты автора – Надежды ЛОКТЕВОЙ от гастролей группы «Ихтис» – «Мужественный образ православия»; и анализ от дебютного выступления нового самарского джазового коллектива S.V.Band, руководимого саксофонистом Сергеем Васильевым, сделанный Игорем ВОЩИНИНЫМ, и статья доктора искусствоведения Ии НЕМИРОВСКОЙ о концерте французской пианистки Елены Тисман в Самарской филармонии – «Концерт с ароматом французской воды».

На развороте «Театральный проезд» – три рецензии. Маргарита ПРАСКОВЬИНА побывала на перформансе московского режиссера Натальи Харитоновой «Звуки и голоса» по сказкам Сергея Козлова:

Для меня одной из главных загадок постановки стал вопрос: что побеждает в этом спектакле? Когда смотришь на инсталляцию, наполненную английским абстрактным юмором и философскими шарадами, хочется, чтобы она не выключалась и длилась вместе с музыкой вечно. А когда наблюдаешь за сценками, которые разыгрывают персонажи, нет желания расставаться с ними. Парадокс. Или гармония трех искусств. Ясно одно: нельзя недооценивать важность созерцания окружающего мира и отмахиваться от него списком срочных важных дел. И пора начинать сумерничать.

Главный же редактор анализирует премьеры СамАрта «Гуттаперчевый мальчик» по рассказу Д. Григоровича и новокуйбышевского театра-студии «Грань» «P. S по пьесе Ж.-П. Сартра «За закрытыми дверями»:

После «Фрёкен Жюли» стало ясно, что в Самаре появился интересный режиссер, сжигающий за собой мосты, чтобы даже мысли вернуться в прежнюю жизнь не возникало. После «P. S.» стало очевидным, что в области родился особенный театр, при всех клятвах его отца-основателя – абсолютно новый.

На развороте «Бульвар искусств» – рецензии Валентины ЧЕРНОВОЙ на открывающуюся сегодня в галерее «Виктория» выставку Вадима Сушко «Творческие эксперименты» и экспозицию пензенской художницы Натальи Сюзевой «Девичьи игры» в «Новой галерее».

Разворот «Культурологические штудии» делят кандидат философских наук Елена ШЛИЕНКОВА с аналитической статьей «Дизайн-мышление: в поисках счастья», поводом к написанию которой стал завершившийся VII Международный инвестиционный форум «Самарская платформа развития бизнеса» и Екатерина СПИВАКОВСКАЯ с эссе «Это был целый ритуал!»:

Мы встречаемся, чтобы поговорить. Мы говорим так много, что я уже плохо помню, что и кто мне рассказал, и каждый раз при встрече боюсь что-нибудь перепутать: переврать дату чьего-нибудь рождения, назвать не то имя. Но самое главное, что мы говорим одинаково и не интересно, и при этом каждый из нас убеждён, что он прекрасный рассказчик.

Не знаю, сколько раз в своей жизни я выслушала одну и ту же историю про то, как виртуозно чья-то мама (свекровь, тёща, бабушка) готовит блины (пельмени, борщ, куличи), но зачин, которым открываются подобного рода воспоминания, всегда пугающе одинаков. «Это был целый ритуал», – торжественно произносит засидевшийся за полночь гость и набирает в лёгкие побольше воздуха.

На этой же полосе – статья старейшего самарского лингвиста, доктора филологических наук Елены Сергеевны СКОБЛИКОВОЙ «В Год культуры. К вопросу о современном речевом этикете».

На полосе «Человек культуры» – статья самарского краеведеа и активного участника работы украинского национально-культурного центра «Проминь» Александра ЗАВАЛЬНОГО о самарских страницах биографии Тараса Шевченко, чьё 200-летие отмечают в эти дни.

Через Самарский край дважды пролегал путь поэта: в начале июня 1847 года, когда он ехал в оренбургскую ссылку; и через 10 лет, когда, возвращаясь из ссылки, он со своим знакомым, литератором Иваном Никифоровичем Явленским, плыл на пароходе «Князь Пожарский» вверх по Волге.

В 10 часов утра 6 сентября 1857 года пароход бросил якорь у набережной Самары. «Издали эта первой гильдии отроковица весьма и весьма неживописна», – записал Шевченко свое первое впечатление. Вблизи «чопорная юная купчиха» превратилась в «ровный, гладкий, набеленный, нафабренный, до тошноты однообразный город. Живой представитель царствования неудобозабываемого Николая Тормоза».

На полосе «Память культуры» – очередной очерк «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА – «Теснота среди простора: российский парадокс»:

Издревле российский человек с тревогой всматривался в распахивавшийся перед ним простор. Этот простор и манил, и пугал. Конечно, манил, прежде всего, новыми горизонтами, неизведанными ощущениями, возможными приобретениями (как-никак до Аляски дошли наши землепроходцы, на трех континентах разместилась империя!). Но одновременно и пугал таящимся сонмом самых различных опасностей.

Еще в седой древности великая степь была «чревата» набегами. Из далекой пыльной дымки могли стремительно приблизиться неуёмные половцы или печенеги, а в более поздние времена и многоопытные завоеватели-золотоордынцы. В обжитом лесу с его спасительными глухими чащобами, в приречном пространстве, изрезанном старицами и оврагами, российскому человеку было привычнее, «роднее». Степной простор пугал своей засасывающей и обессиливающей пустотой. Так чудо простора оборачивалось российским парадоксом.

Завершает номер традиционная колонка «О языке», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Что ел и пил Бетховен

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Вчера был печальный день. Мы его отметили с расписными химерами, беломраморными путти и плачущими…

  • Пленительная сладость

    С Днем музыки, уважаемые читатели! Ольга КРИШТАЛЮК * Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,…

  • Эффект Уствольской

    Последний из материалов «Свежей газеты. Культуры» о завершившемся фестивале искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments