Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вышел в свет третий номер областной газеты «Культура» за 2014 год



Центральные материалы номера посвящены главным самарским фестивальным событиям наступающей недели.

Маргарита ПРАСКОВЬИНА взяла в преддверии зимнего Грушинского фестиваля интервью у Бориса Кейльмана, директора Самарского областного клуба авторской песни имени В. Грушина. А ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР газеты побеседовал с председателем Самарского отделения Союза композиторов России Марком Левянтом о беспрецедентно широких празднованиях 100-летия композитора Аркадия Островского и предстоящем филармоническом концерте, участие в котором примет первый исполнителей множества песен Аркадия Ильича – Иосиф Кобзон.

Рядом с полосой «Культура и Власть», на которой отмечу колонку министра культуры Самарской области Ольги РЫБАКОВОЙ о культуре детства и реплику Главного редактора после посещения им «Общественных слушаний проекта реконструкции исторического центра Самары»; появилась полоса «Год культуры», задача которой – обзор того, как реализуется областной план мероприятий, созданный во исполнение президентской инициативы.

На полосе «Музыкальная площадь» – статья доктора искусствоведения Ии НЕМИРОВСКОЙ о концерте «Маэстро Анисимов приглашает» в Академическом театре оперы и балета и впечатления Игоря ВОЩИНИНА от гастролей в Самаре маэстро Давида Голощекина «Давид, победивший Дюка». Впечатления, относящие нас к детективному жанру:

Только что исполнилось 25 лет единственной в Европе, если не в мире, филармонии джазовой музыки. Она работает в Санкт-Петербурге. Ее основатель и бессменный художественный руководитель – народный артист России Давид Голощекин.

В 1988-м Давид бегал по инстанциям, согласовывая создание этого уникального учреждения культуры. В одном из кабинетов чиновник встретил его вопросом: «Давид Голощекин? А, это ты победил Эллингтона? Молодец! Ну, давай, где тут нужно расписаться?»

На полосе «Театральный проезд» – три рецензии: Ирина ПОРТНОВА посетила «экзистенциальную метаморфозу» «Превращение», поставленную тольяттинским театром юного зрителя «Дилижанс» по новелле Ф. Кафки; Ольга ЖУРЧЕВА анализирует премьеру Академического театра драмы «Яма» по повести А. Куприна, а Татьяна ЖУРЧЕВА – моноспектакль Олега Белова «Пришли те, кто пришли» по роману С. Соколова «Школа для дураков» на экспериментальной сцене той же Академическо драмы:

Герой живет в своем мире, в котором его самоощущение выражается в слове «мы». Но это не шизофреническая раздвоенность сознания, не патология, как нам кажется в нашей обыденной жизни. Человеку для нормальной жизни, для душевного равновесия нужен постоянный диалог, нужен собеседник, с которым можно ссориться и мириться, спорить и в споре искать истину, к которой всегда стремится наше сознание.

Это стремление обострено у каждого из нас в детстве и юности. Взрослая, рутинная, «нормальная» жизнь приглушает его. И вдруг мы опрокидываемся – не в болезнь, вовсе нет! В яркие образы подростковой фантазии, в ясность и наивность восприятия мира и людей, в то прекрасное и мучительное состояние открытости миру и страха перед ним. Этот привет из детства неназойливо возникает и в достоверности актерского существования. Если мы сумеем понять и принять тех, кто пришли.

Основное пространство полосы «Бульвар искусств» занимает аналитическая статья Валентины ЧЕРНОВОЙ с выставки Алисы Самаринкиной «Я и Ты» в «Новой галерее»:

Алиса Самаринкина – удивительный художник. Невероятно талантлива, трудолюбива и разнообразна. Только недавно, в ноябре, в галерее «Новое пространство» прошла групповая выставка «Вопреки банальности», где были представлены ее работы в технике батика, горячей эмали и керамики. Только недавно она в своем интервью говорила, что «таинственный мир батика всегда интригует, завораживает и приносит вдохновение для новых работ. Работая в техниках горячего батика, эмали, керамики, ты никогда не знаешь, что увидишь в результате: это загадка до последней стадии обработки. Именно поэтому я люблю эти виды искусства», и вот – выставка произведений керамики «Я и Ты» в «Новой галерее».

На полосе «Культура детства» Валерия КОНОПЛИЦКАЯ рассказывает о спектакле Нелли Айххорн «Веселая гусеница» в Самарском театре кукол; Светлана БЕЛОВА – о выставке Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Секреты из шкафа», переехавшей из Музея модерна в Тольятти; Ксения ГАРАНИНА – о фестивале Snow Town, случившемся у Областной универсальной научной библиотеки.

Разворот «Культурологические штудии» делят литератор и театральный критик Эдуард ПАШНЕВ, первый завлит дроздовского «Колеса», проживающий в Сан-Франциско, с анализом стихов Бориса Скотневского «А я уже весь мир люблю»; Главный редактор, продолжающий публикацию своих «Субъективных заметок», вызванных президентской инициативой об объявлении Года культуры, и «зачинатель самарской женской журналистики» Екатерина СПИВАКОВСКАЯ с эссе «Прощай, Маленький принц»:

Разлюбить писателя – проще простого. Я проделала это три раза с одинаковым успехом. Жертвами моими стали Франсуаза Саган, Эрнест Хемингуэй и Антуан де Сент-Экзюпери.

Расставание с папой Хэмом было грустным и отчасти даже болезненным: думаю, это как-то связано с рассказом «Кошка под дождём», потому что у каждой женщины всегда что-то связано именно с этим рассказом. Что касается Саган и Экзюпери, то обоих ни чуточки не жалко. Даже сейчас, выстукивая на клавиатуре их имена, я испытываю большое облегчение от того, что избавилась от бремени юношеских иллюзий. Я разлюбила этих писателей за то, что они нарисовали так называемых «настоящих людей»: Франсуаза Саган – настоящую женщину, Хемингуэй – настоящего мужчину, Экзюпери – настоящего ребёнка.

На полосе «Человек культуры» – статья председателя самарского писательского союза Александра ГРОМОВА о коллеге по цеху – Александре Малиновском, отмечающем сегодня 70-летие.

В литературу Александр Малиновский вошёл как «документалист», может быть как никто откликнувшись на мысль Льва Толстого, что «придет время, когда не будут сочинять литературу, а будут писать ее с жизни».

Наверное, первым «документалистом» можно считать жившего два тысячелетия назад сборщика податей Матфея. И на Руси первыми письменными памятниками были летописи – произведения чисто документальные. Но летописи наши – это все-таки художественное литературное произведение, а не чисто беспристрастное перечисление фактов и документов. Более того, отдельные эпизоды, описанные в летописях, не подтверждаются исторически: каждый летописец, излагая факты, оставался художником по сути, со своими пристрастиями, со своим индивидуальным взглядом на события, с самостоятельной попыткой их объяснения.

Поэтому так порой разнятся в изложении истории, скажем, киевские и новгородские летописи. Чтобы донести и свое миропонимание времени, каждый автор выстраивал имеющиеся у него факты в определенном порядке, более того, те факты, которые имели место быть, но не укладывались или мешали концепции автора, опускались вовсе, другие – изменялись, а большинство наделялось эмоциональным окрасом в виде эпитетов, а то и прямой оценкой.

Именно к такому «документализму» все чаще возвращается не только русская, но мировая литература. Дело в том, что в последнее время резко усилился интерес к индивидуальности, к внутренним переживаниям и внутреннему отношению конкретного человека к происходящему.

На полосе «Память культуры» – очередной очерк «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА – «Разные жизни «волшебного фонаря», или Вечерние досуги горожанина»:

«Волшебный фонарь», «туманные картины»… Забытые словосочетания, давно вышедшие из активного употребления и сохранившиеся лишь в словарях да в воспоминаниях людей весьма солидного возраста. А когда-то созерцание различных рисованных изображений, проецируемых на белую стену или экран, было одной из весьма бесхитростных досуговых утех наших предков.

Появление «волшебного фонаря» открыло большой этап в истории проекционной техники. Как свидетельствуют историки, это устройство знали уже с XVII века. Сначала «волшебный фонарь» служил для развлечения придворной знати, а затем получил достаточно широкое распространение, приобрел немалую популярность в самых разных кругах населения.

Завершает номер традиционная колонка «О языке», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments