Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет второй номер областной газеты «Культура» за 2014 год



Номер открывается материалами об Открытии Года культуры в Самарской области: репортажем Екатерины ВЫРОВЦЕВОЙ с гала-концерта и Татьяны КРАСНОЩЕКОВОЙ с выставки декоративно-прикладного искусства Первого губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рождены в сердце России».

Редакция обещает, что рубрика «Год культуры» непременно будет в каждом номере газеты.

Главный редактор продолжает публикацию своих «Субъективных заметок», на это раз под заголовком:– «В глубинах собственной души». Разговор вновь о стратегиях развития культуры. На сей раз рассуждения касаются незавидной роли провинциала, практически потерявшего доступ не только к мировым, но и к отечественным культурным ценностям.

Посудите сами, усилия пассажироперевозчиков привели к тому, что среднестатистический индивидуй потерял возможность выезда в места дислокации этих самых культурных ценностей: его кошелёк не выдерживает расходов на эстетические излишества ни для себя, ни даже для ребенка с группой на выходные.

В России, где главная особенность культурного пространства – её размеры, «широта полей да стаи журавлей», государство должно само стимулировать своих граждан к поездкам по бескрайним просторам. От строчки в учебнике чувство не рождается, родину эту увидеть надо самому, почувствовать этот простор.

Без этого единой нации не построишь, да и невозможно её построить в условиях господства прагматической идеологии, символ которой – «зафиксированная прибыль». Зато четко определен ответственный за исполнение 44-й статьи Конституции – региональные органы культуры. Чтобы вам не рыться в источниках, напомню, что это та самая статья, во втором пункте которой прописано про наше право на доступ к культурным ценностям.

В номере на этот раз как никогда много материалов о театре. На той же полосе, что и процитированная публикация, – полоса называется «Самара вне контекста. Контекст вне Самары» – обзор спектаклей петербургских театров, которые увидели слушатели лаборатория театральной критики при самарской организации Союза журналистов России. Обзор «Захлестнула шёлком Мельпомена…» сделала одна из руководительниц лаборатории Галина ТОРУНОВА, и он удивительно коррелируется с «Субъективными заметками»:

«Любите ли вы театр?» – спрашивал В. Г. Белинский полтора столетия назад. А как его любить, если тебя кормят «духовной пищей», состряпанной Рэем Куни, «Тестостероном», и если «Акация» зацвела – то бодро пованивает китчем и издёвкой. Нас изо всех сил развлекают, смешат и понуждают к релаксации все кому не лень. А вернее, все, кому хочется «срубить бабки»: телевидение, бесчисленные прокатные фирмы, захламившие город(а) «чёсовой» продукцией бессчётной столичной «звёздной» братии, и свои родные театры.

На полосе «Театральный проезд» – рецензия Татьяны ПОРТНОВОЙ на последнюю премьеру «Колеса» – «социальный эксперимент для театра» по пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы».

С ней соседствует эссе Наталии ЭСКИНОЙ, побывавшей на самартовском «Гамлете» (есть у нашей газеты привилегия – публиковать материалы с непремьерных спектаклей):

Прозанимавшись барокко всю свою сознательную жизнь, огляделась на самартовском «Гамлете» и вижу: я тут одна понимаю сложный язык несомненного, подлинного барокко, весь этот сумрачный лес барочных метафор выращен постановщиками спектакля персонально для меня... Потом вспомнила: это ложное, но прекрасное ощущение, этот странный тет-а-тет с любимым барокко – это уже бывало. В церкви в Гамбурге, на богослужении с кантатой Баха. В Петербурге, на мастер-классе, который с выдающимся барочным скрипачом Андреем Решетиным проводила основательница европейского аутентичного исполнительства, бельгийская скрипачка Мария Леонхардт. На концерте Берлинской академии старинной музыки. Кантата была 81-я. Решетин вынес на мастер-класс Чакону Баха. Ансамбль Akademie fuer alte Misik играл Третий Бранденбургский концерт Баха.

И наконец, целый разворот отдан премьере «Евгения Онегина» в Академическом театре оперы и балета. Рецензия доктора искусствоведения Ии НЕМИРОВСКОЙ соседствует со статьей нашего постоянного автора Панфила ХАРЛИКОВА, однокашника Фиорелло Севильского и Буяна Тьмутараканова, уже публиковавшихся в наших изданиях

«Режиссер разместился в опере, как в детсадовской песочнице. Вокруг – нехитрые атрибуты детских игр. Ванночки, формочки для песка, для того чтобы выпекать маленькие песочные куличики. Маленькие пластмассовые кубики. С течением времени, параллельно взрослению режиссера, взрослеют и кубики. Теперь это Огромные Кубики. Трепещи, читатель, сейчас ты узнаешь их тайное имя: Плунжер. Плунжер – выдвижная часть сцены. В этом качестве он в «ЕО» и выдвигается. Плунжер вверх – плунжер вниз. Что это за игра? В метро? Этакий бесшумный зловещий эскалатор», – иронизирует читатель.

«Что ж, опера получилась необычной, далекой от архаичности, интересной, наполненной поэзией и драмой. Мне захотелось послушать ее и в других составах, а также посмотреть спектакль не из партера, а из бельэтажа, например. Чего и вам советую», – утверждает музыковед.

Последуем её совету.

«Музыкальная площадь» занята материалом Игоря ВОЩИНИНА «Джазовая принцесса Анна» о концерте Анны Бутурлиной в абонементе Даниила Крамера Ladies in Jazz. С ним соседствует статья ветеранов самарского телевидения Нины ХЕГАЙ и Людмилы ИВАНЕНКО о концерте, посвященном 70-летию снятия Ленинградской блокады

На «Бульвара искусств»Валентина ЧЕРНОВА с заметками с выставки Николая Кикина («Путешествие от Норвегии до Сингапура») и Анны Сладковой («Синяя вода и Красные деревья»):

Живопись Анны Сливковой драгоценна, прежде всего, преемственностью традиций. Но это не традиции передвижничества и русской академической живописи XIX века, а вдумчивое переосмысление наследия мастеров «Бубнового валета»: вещи в натюрмортах Анны Сливковой столь же отрешены от реального быта. Отодвинутые от зрителя и временем, и пространством, они уводят в чужие дальние миры. Там, вдалеке, легче ощутить жизнь яркой, нарядной, значимой. Отсюда и тяга к экзотизму в натюрмортах с восточными мотивами. Ковровый переливчатый фон, китайская ваза, бирюза декоративного блюда, синий кувшин, чайники причудливого силуэта – все эти предметы подготовили живописца к романтическому восприятию собственного, рядом лежащего мира.

На развороте «Человек культуры» – интервью Алены САМСОНОВОЙ с одним из самых успешных самарских композиторов Василием Тонковидовым:

– Я знаю, что Иосиф Бродский тебя тоже «цепляет»…

– Цепляет. Хотя это не значит, что я, скажем, пишу музыку на стихи Бродского. Кстати, на него вообще трудно писать. Потому что Бродский – тот уровень поэзии, для которого музыка уже не нужна. Это уже сама музыка. Я вот, кстати, размышлял: почему, скажем, достаточное количество романсов Рахманинова, которые, в принципе, являются признанными шедеврами и считаются верхним пределом этого жанра, написаны на стихи Ратгауза? То есть ему было достаточно этого качества стихотворения, или, к примеру, Пушкин его бы отвлекал? Или сдерживал?.. Вот это интересно…

Там же статья Алексея СОЛОНИЦЫНА «Три жизни поэта Бориса Сиротина», публикация которой приурочена к 80-летию поэта:

В каждой из трех жизней поэта есть свои взлеты и падения. Каждая дала ему любовь, семью. И каждая – подарила дочь. Так и хочется взять да и сравнить Бориса Сиротина с королем Лиром, у которого было, как вы помните, тоже три дочери. Но наследство поэта, в отличие от королевского, неделимо. Оно принадлежит всему народу. И потому поэт рад приезду каждой из дочерей, с которыми, слава Богу, у него нормальные отношения. Он с радостью встречает каждую, ведет их на Волгу, угощает, и, конечно, читает новые стихи. А они по-прежнему пишутся...

На полосе «Место культуры» – открытие: оказывается, в Самаре на протяжении многих лет делают лучшие в Европе ковры ручной работы, которые украшают резиденции глав государства, «кинозвезд», лидеров финансового рынка, крупнейшие спортивные форумы. Светлана ВНУКОВА взяла интервью у Григория Скворцов, создавшего это уникальное производство.

На полосе «Память культуры» – очередной очерк «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА – «Городская повседневность в зеркале объявлений»:

В свое время литературовед Михаил Бахтин размышлял о соотношении первичных и вторичных жанров устной и письменной речи. Первичные жанры диктуются многообразными ситуациями повседневной коммуникации, это реплики бытового диалога, частные и официальные письма, телеграммы, прошения, объявления. А вторичные жанры как более сложные структуры (художественные, научные) могут включать их уже на правах необходимого отдельного элемента. Тогда, скажем, листочек, извещающий о продаже мебельного гарнитура, становится вполне законным компонентом большого сатирико-юмористического романа. Конечно, объявления могут стать и вполне самостоятельным объектом специального лингвистического изучения. Например, есть серьезные научные статьи и даже диссертации о структуре и стилистике брачных объявлений.

Завершает номер традиционная колонка «О языке», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments