Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОРЧАНИЯ. Субъективные заметки. Часть 2

Провалы

В номинации отобраны совсем не худшие результаты культурных практик, а те, что не оправдали наших ожиданий в большей степени.

Это новая административно-постановочная команда ВОЛЖСКОГО НАРОДНОГО ХОРА, декларировавшая «новое слово» в пропаганде народной песенной культуры, масштабные «сюжетные» постановки, актуализацию исполнительской манеры etc. Пока – эклектика, в которой наиболее яркое впечатление пока производят как раз традиционные номера.

Это расформирование ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ «САМАРСКОГО ОБОЗРЕНИЯ». Прагматическое решение, свидетельствующее о том, что и читателям газеты материалы о самарской культуре неинтересны, и издатели не считают, что нужно вкладываться в привитие этой самой культуры. А читатели «СО» – в первую очередь деятельные люди, пионеры «социально ответственного бизнеса», те, без чьей помощи художественная культура останется в виде «шансона», антрепризных скетчей и гламурных фотовыставок. Очень жаль: прикрыта одна из ярких страниц в истории самарской журналистики.

Это ФЕСТИВАЛЬ СПОРТИВНОГО КИНО. Нижайшее качество наспех составленной программы; ничтожное число зрителей; отсутствие вариантов какого-либо развития; нулевое влияние на культурную жизнь региона. И всё это с бюджетом на порядок более высоким, чем у «Кино – детям», «Соли Земли», «Белого квадрата» и всех прочих областных фестивалей вместе взятых.

Это «фестиваль» «РОК НАД ВОЛГОЙ». Никакой не фестиваль – гала-концерт. Позиционировался организаторами как кульминация главного национального праздника: Дня России, но участие «хулиганов» из Rammstein`а, вполне допустимых, и более того – желаемых, – в иных контекстах, низвело происходящее до надругательства над святынями. Декларировался как туристически привлекательное событие, но организаторы пренебрегли всеми возможными законами логистики.

Это СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ со своей главной компонентой – конкурсом социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, превращенным его организаторами в «междусобойчик», своими неаргументированными решениями вызвавший возмущение и участников конкурса, и заинтересованных наблюдателей, а в итоге отбросивший возможность объединить усилия государственных структур и авторов частных инициатив на время. Вместо того, чтобы выполнить поручение губернатора относительно общественного согласия.

Угрозы

Угрозы – это начавшие развиваться проекты, негативные последствия которых в полной мере ещё не проявили себя, но уже продемонстрировали их непродуманность.

Первая угроза – ШУТЕЙНЫЕ ПАМЯТНИКИ, без счету заполоняющие город. В отсутствие долгосрочной «программы монументальной пропаганды», в которой деточкины и буратины заняли бы подобающее им место рядом с памятниками деятелям самарской истории и культуры, – скандалы вроде памятника митрополиту Иоанну будут множиться и вместо хорошего настроения от неунывающего оптимиста Швейка мы получим усиление общественного раздрая. Правая рука должна знать, чем занята левая, а обе они должны управляться из единого мозгового центра, а не болтаться сами по себе «без руля и ветрил».

Вторая угроза – сроки, предусмотренные на восстановление ФАСАДОВ СТАРОГО ГОРОДА. Сжатые сроки и ничтожное число организаций, имеющих разрешение на проведение реставрационных работ и опыт в данной деятельности, привлекут в город иноземельных шабашников, чей квалифицированный (без иронии) труд оставит облик исторической части города лишь в фотоальбомах, полотнах живописцев и памяти упрямых краеведов.

Третья угроза состоит в том, что ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИДЕРЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОТСУТСТВИЕ КРИТИКИ в течение десятилетий, начинают терять ощущение реальности, всё чаще перекладывая проблемы и неудачи со своих плеч на плечи «безграмотных обозревателей» и «необразованной публики». И хотя их упреки не всегда беспочвенны, но абсолютно неконструктивны.

Четвертая угроза – состоявшийся по инициативе федерального министерства культуры окончательный ПЕРЕХОД ОТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ПРОГРАММ. Окончательное расставание с «девяностыми», безусловно, может переставить акценты с актуального искусства на традиционное, но вместе с тем поубивает немалое число «инноваций», идущих, прежде всего, от молодого поколения деятелей искусств.

Пятая угроза – СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САМАРЫ, по которой культурные институции по-прежнему будут концентрироваться в старом городе, а жители «спальных» и «заводских» районов постепенно перейдут на «обслуживание» при посредстве «театральных», «музыкальных» и иных «вояжей». Прямо, вахта какая-то, а не «сердце» европейской России.

Созидатели

В номинации нет, к сожалению, новых для меня имен. Всех их я знаю десятилетия. Но в уходящем году каждый из них сумел меня удивить. По-новому раскрылись их таланты и человеческие качества. Их не пятеро, а шестеро, потому что двое из них – единое целое. Я не смог их разделить.

Итак, первый номинант – НЕЛЯ и РОМАН КОРЖОВЫ, руководители самарского отделения Поволжского филиала Центра современного искусства, которые в 2013-м мало того, что умудрились показать свои (и курируемые Центром) проекты практически во всех художественных галереях и музеях Самары, но и под конец года в одночасье победили в борьбе за будущее использование Фабрики-кухни, содействовав трансформации идеи Музея авангарда в Музей современного искусства.

Второй номинант – ИРАИДА МИРОНОВА, заместитель директора Агентства социокультурных технологий. Целую вечность занимается она координацией деятельности учебных заведений искусств и культуры, и не было года, чтобы юные музыканты / художники / актеры / танцовщики не получали какую-нибудь дополнительную возможность показать свой талант. Жаль только, что её «продукцией» так небрежно пользуются те, кому она вверяет судьбу вчерашних учащихся.

Третий – профессор госуниверситета СЕРГЕЙ ГОЛУБКОВ. Мы знакомы с филологической школы при Дворце пионеров. Он – аспирант, преподаватель, я – не самый прилежный слушатель. Случайный разговор в самом начале года. Я спросил члена общественного совета газеты: почему он отмалчивается? И вот так, «на слабо», Сергей Алексеевич начал публиковать свои эссе. Так втянулся, что они выходят практически в каждом номере; выходят, потому что написаны хорошо, потому что множество читателей с них начинают знакомиться с номером. И уже получили «свою» рубрику – «Самарский текст». И ведь почти законченная книжка собралась. «На слабо».

Четвертый – ОЛЕГ БЕЛОВ. Актер, продолжающий радовать премьерами (последняя на сегодняшний день – по «Школе дураков» в петербургском Музее Достоевского), режиссер и руководитель театральных проектов, ориентированных на «особенных» людей, тех, кто более других нуждается в нашей поддержке. Я всегда знал, что Олег – трудоголик. Так он ещё и мужественный, самоотверженный трудоголик.

Пятый – ЕЛЕНА БОГАТЫРЕВА. Филолог, философ, музыкант. Она сумела в Аэрокосе – цитадели технической науки – создать лабораторию, ставшую настоящим «роддомом» для образовательных, культурных, научных проектов в сфере гуманитаристики. Лена явила пример того, что есть, оказывается, способ направить энергию «безбашенного» поколения двадцатилетних на креативные цели и стать при этом для них не ментором-наставником, а со-деятелем, со-творцом.

***

Вот такой у меня абсолютно субъективный взгляд на самарскую культуру года 2013-го. Не всё уж так и безнадежно, согласитесь? Если не брюзжать по поводу того, что нас в недостаточной степени развлекли, а начать самостоятельно творить мир вокруг себя. Это неправда, что о душе нужно начинать заботиться тогда, когда зубы поистерлись.

Tags: Культура Самарской области
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments