Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет девятнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

Ц01-page-001ентральные материалы номера посвящены итогом уходящего года. Открывается он интервью с министром культуры Самарской области – «Ольга Рыбакова: «В новый год мы вступаем с уверенностью, что культура – важнейшее качество общественной жизни»

«Мы живем в непростое время. Страна пытается нащупать новый путь преодоления кризисных явлений и в экономике, и в социальной жизни. И поиски этого пути ведутся в процессе общения между представителями различных социальных страт, в коммуникации между людьми. И что, как не развитие культуры может помочь этому диалоговому процессу стать успешным?

И дело ведь не только в деньгах. История дает нам массу примеров, когда высочайшие образцы художественных высказываний, новые смыслы и интерпретации, смелые новации и эталоны творческого осмысления традиции появлялись в условиях тяжелейших вызовов обществу. В то время, когда от народа требовались самоотдача, сплоченность и вера. И это невозможно купить за деньги».

Соседняя полоса отдана материалам, посвященным нашим постоянным авторам, для которых конец года ознаменовался творческими достижениями. Искусствоведу Татьяне КРАСНОЩЕКОВОЙ, чья выставка «Одно счастливое лето» экспонируется в «Новой галерее»:

«Кажется удивительным, что на этой «летней» выставке нет ни одной картины, где было бы изображено солнце. Но его теплыми лучами согрето все вокруг: цветы и травы, река и горы, животные и люди. Так художник своей любовью к миру согревает и наши сердца, делится радостью и позитивом, позволяя почувствовать настроение необычайной легкости бытия «Одного счастливого лета».

Художнику газеты Сергею САВИНУ, первая персональная фотовыставка которого «Волга-на-Неве» развернута в Доме журналиста:

Проект представляет цикл фотосессий, герои которых – друзья, коллеги, работающие в разных областях современного искусства: художники, актеры, дизайнеры и музыканты, чьи творческие судьбы связаны с двумя городами – Самарой и Санкт-Петербургом.

Сам Сергей, будучи самарцем, переехавшим в город на Неве, тонко чувствует дух этих двух в чем-то разных, но в чем-то и похожих российских городов. И лейтмотив экспозиции – взаимодействие человека и пространства – наиболее интересно и глубоко раскрывается в «легком» жанре стрит-портрета.

За этим – на разворот «субъективные заметки главного редактора газеты – «Футурологические ворчания». Предмет «ворчаний» – предварительные итоги, предваряющие Год культуры в России и замеченные автором тенденции развития.

На полосе «Музыкально-театральный разъезд» – рецензия доктора искусствоведения профессора Ии НЕМИРОВСКОЙ на концерт екатеринбургского ансамбля FLOS FLORUM – «Рок-музыка эпохи Средневековья»:

Никогда я не видела, чтобы смычком играли по колокольчику, получая очень специфический протяжный свистящий звук. Никогда я не видела виолу да гамба такой необычной готической угловатой формы. Впервые в жизни я была свидетелем, как обыкновенная большая морская раковина («дункар») с обрезанным наконечником издает от 3 до 4 нот в зависимости от того, насколько сильно давление воздуха и насколько глубоко в ее раструб помещена кисть руки исполнителя. А горн из огромного рога буйвола с просверленными отверстиями может быть полноценным мелодическим инструментом с очень объемным гулким тембром.

. С ней соседствуют заметки кандидата искусствоведения Анны ЛАЗАНЧИНОЙ с премьеры оперетты И. Кальмана «Сильва» в Академическом театре оперы и балета, а также впечателения нашего джазового обозревателя Игоря ВОЩИНИНА о первом концерте авторского абонемента Григория ФАЙНА «Азбука джаза», отданного гитаре:

В начале шестидесятых годов прошлого века популярность гитары у нас в стране стала просто фантастической. В подъездах каждого жилого дома было по два-три собственных «маэстро», которые докучали соседям своими круглосуточными концертами.

Причин такого всенародного всплеска любви к гитарной музыке было несколько. Во-первых, сермяжная гитара производства местной мебельной фабрики стоила безобразно дешево, и ее мог купить любой семиклассник, скопив сэкономленные от школьных завтраков деньги. Во-вторых, гитарный бум вполне естественно сопровождал ставшее популярным бардовское движение, а несколько позже подоспел и рок, который существовать без гитары был просто не в состоянии. В-третьих, гитара снисходительно причислялась к очень простым для освоения музыкальным инструментам.

На полосе «Культура детства» – репортаж Натальи ХАРИТОНОВОЙ с Фестиваля славянской культуры и подробная информация о новогодних премьерах самарских и тольяттинских театров, музеев, библиотек и концертных организаций.:

В этом номере газета завершает серию репортажей музыковеда и фольклориста Инны КАСЬЯНОВОЙ с первого этапа губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».

В двукратно увеличенных «Культурологических штудиях» – своеобразный отчет с завершившейся в Самарском государственном университете научной конференции «Коды русской классики» и семинара «Миф как объект и/или инструмент интерпретации», организованного СамГУ при участии саратовской Лаборатории социальной, исторической и культурной антропологии (ЛИСКА) и Самарской гуманитарной академии. Авторы материалов – наш постоянный автор профессор Сергей ГОЛУБКОВ и дебютирующая в нашей газете выпускница СамГУ, кандидат филологических наук Анна СИНИЦКАЯ:

Подобно соли, без которой еда оказывается пресной, но которой в чистом виде питаться невозможно, интерес к мифу важен не в режиме некоего дистиллированного научного направления, а как поиск смысла, объединяющего всех гуманитариев. Как попытка расшифровать миф – образ/способ конструирования реальности. В том числе (а может и в первую очередь) – реальности социальной. Подумаешь, право, что древние вертели мифами гораздо эффективнее, чем современные политики. Последние нередко, сами того не ведая, попадают в зависимость от «древних матриц» и делают при этом заложниками и всех остальных.

С ними соседствует очередной фрагмент «Самарского текста» Сергея ГОЛУБКОВА – «О городском пастухе и бабах с коромыслами, или Забытые уличные типы»:

Любой город напоминает удивительный театр, на многочисленных подмостках которого разыгрываются сцены каждодневной городской жизни. Драматург этих пьес, режиссер этих спектаклей – сама переменчивая действительность, непредсказуемое историческое Время. В «репертуаре» такого театра самые разные спектакли – трагедийно-печальные и забавные, многоактные и совсем короткие. Для одних потребно широкое пространство площадей, парков, окраинных пустырей, другие могут обойтись тесной площадкой какой-нибудь трамвайной остановки или подворотни.

На полосе «Память культуры» – фрагмент из будущей книги Михаила ПЕРЕПЕЛКИНА о роде Толстых (по линии Алексея Николаевича). Первый фрагмент посвящен Софье Исааковне Дымшиц – художнице, литератору, деятелю русского авангарда, второй жене «красного графа». «Его жемчужина и другие драгоценности»:

В феврале 42-го Софья Дымшиц вырвалась из Ленинграда и оказалась в уральском городке Кунгуре. Одна, на вокзале, с двумя чемоданами, поднять которые у неё просто не было сил. Тогда, увидев на перроне двух незнакомцев, похожих на театральных мужичков из «Бориса Годунова», Дымшиц отдала им эти чемоданы, на всякий случай попросив сдать их в багажное отделение, но при этом прекрасно понимая, что её просьба в эту пору ровно ничего не значила. Люди недоедали, нередко вырывая кусок хлеба или вещь из рук замешкавшегося, чего уж говорить о добровольно отданных незнакомцам вещах? Тем больше было её удивление, когда спустя некоторое время «театральные мужички» разыскали её на вокзале и вручили квитанцию, выданную им в этом багажном отделении, да ещё и отказались от протянутых им в знак благодарности пятидесяти рублей: «Ты уж не молоденькая, нечего деньгами швыряться, давай десятку, и дело с концом!»

Завершает номер традиционная колонка «О языке», афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Авторы и издатели, кстати, просили не злословить без нужды: следующий номер газеты выйдет в свет 23 января.

Tags: Газета Культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments