Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Чем не повод? 14 декабря

Сегодня, 14 декабря, печальный день. На Украине – День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в Абхазии – День памяти детей, погибших в войне, в Бангладеш – День замученной интеллигенции.

У древних славян 14 декабря был Наумов день. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» – надоумить, научить. Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

Tags: Праздники
Subscribe

  • «С уважением. Доклад»

    Татьяна РОМАНОВА * Креативность в языковой сфере проявляют сегодня все, и даже компьютерные программы. Вчера, например, мне пришло письмо от…

  • Спутник – не просто космос

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Спутник – старинное русское слово. У Даля «сопутникъ – товарищ на…

  • Самарские вывески как лицо города

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Если посмотреть на вывески самарских ресторанов и кафе глазами путешественника, то окажется, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments