Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Когда инструкция – не самое главное


Поговорим о событиях, происходящих практически весь июнь вокруг католического Храма Пресвятого Сердца Иисуса  на улице Фрунзе.

Это удивительная история, в которой все задействованные стороны действуют, соблюдая всяческие правильные инструкции, а в итоге все страдают, все недовольны друг другом, и, главное, конфликт не имеет пока реальных шансов к благополучному разрешению.

Абсолютно разумно поступили сотрудники отдела Государственного пожарного надзора по Ленинскому району, направившие в суд материалы для приостановки деятельности костела, поскольку во время плановой проверки насчитали двадцать нарушений. Не нам рассуждать, можно ли при современной криминогенной обстановке не делать на окнах первого этажа решётки, но «ревизии храм не выдержал».

Костел оказался единственным конфессиональным сооружением, которое было закрыто после соответствующих проверок, и если в православных храмах, в синагоге нарушения также обнаружили, то они были либо менее значимы, либо служители показали договоры со спонсорами, из которых явствовало, что у них есть источники финансирования, достаточные для исправления выявленных нарушений. В костеле же соответствующих документов не предъявили, а для устранения недостатков нужно около 300 тысяч рублей.

Не предъявили документы, и, думаю, не предъявят. И вот в чем парадокс. Все конфессиональные здания – кроме православных, разумеется – находятся в равном правовом положении. Они стоят на балансе властей и переданы в безвозмездное пользование соответствующим Общинам. Однако подавляющее большинство находятся в ведомстве властей региональных, а костел, как впрочем и хоральная синагога, - на балансе властей федеральных.

И это означает, что у регионалов нет юридических возможностей вкладывать средства в ремонт, реконструкцию, реставрацию соответствующих строений, а у федералов при всех «дырах» в деле сохранения культурного наследия, когда ещё руки до нашей «глухомани» дойдут.

А с костелом ситуация запредельная – он разрушается буквально на глазах. У самой общины денег на ремонт нет, и никогда не будет. Центральная же католическая власть, к которой можно вроде бы обратиться, это, как известно, совершенно иностранное государство Ватикан, а у нас, у россиян, всё особенное, и гордость в первую очередь. Мы не можем памятник нашей истории и наше же культуры иностранцам передать, а у тех свои юридико-финансовые правила, свои инструкции, тоже правильные и от наших, в общем не отличимые. Говорят: передайте здание, и мы средства на ремонт изыщем.

Вот я назвал сумму в 300 тысяч, но вы, надеюсь, понимаете, что исправят служители найденные недостатки, костел запустят, а назавтра новая проверка выявит ровно столько же других недостатков, и костел вновь закроют. Выявят, не потому что инспектор-коррупционер, а потому что в аварийном здании их нельзя не выявить, если работать по инструкции.

И решать нужно не вопрос об установке сигнализации, а вопрос о передаче здания Ватикану. На баланс. Никуда они нашу архитектурную жемчужину не вывезут, останется она до века в Самаре. Зато целая и невредимая.

Пора разорвать какой-то магический – не сочтите за богохульство – сглаз католического храма. Начал в 1860-е Егор Никитич Аннаев строить первый – Варшава взбунтовалась, и передали почти завершённое здание лютеранам. Построили ныне действующий храм, чуть больше десяти лет поработал, большевикам срочно понадобилось открыть в нём сначала музей атеизма, а затем – чучело медвежье с прялкой и динозавровыми костями в зал спроворить для экспозиции музея краеведческого. Восстановили в 91-м службы –так  башенки посыпались от ветхости и старости безрадостной.

Решайтесь, господа. Для «сохранения лица», во имя соблюдения Конституции нашей, наконец.

Текстовая версия телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 2 июля 2010 года.

Tags: Наследие, Религия, Самарская область
Subscribe

  • Что делать? 22 апреля, четверг

    «Свежести» – в новом формате. Теперь – только о том, куда пойду сам, если обстоятельства не остановят. В четверг…

  • С тобой, Лили Марлен…

    Леонид НЕМЦЕВ * Текст иллюстрирован кадром из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен» 1961 года Райнер Вернер…

  • Нос, или Заговор «не таких»

    Михаил КУПЕРБЕРГ * Россия, 2020 Режиссер и автор музыкальной композиции Андрей Хржановский Я ждал этого фильма давно, еще с времен,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment