Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет восемнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

01-page-001

Номер открывается репортажем специального корреспондента газеты Светланы ВНУКОВОЙ с церемонии подведения итогов XVI Губернской акции «БЛАГОРОДСТВО» – «Приближаясь к Всевышнему»:

«Благородная кровь – случайность судьбы; благородные поступки характеризуют великое». Это Карло Гольдони. Четверть тысячелетия назад. И не теряет свежести. Нет, не о крови там речь – о поступках. Слова венецианского драматурга вспоминаются всякий раз, когда наступает декабрь и в Пушкинском народном доме подводят итоги очередной губернской акции «Благородство», организованной Ассоциацией творческих союзов Самарской области и областной организацией Союза журналистов. Задача архиважная. Показать, что не все потеряно. Что есть еще люди, способные на бескорыстие, на сострадание, на подвиг.

На полосе «Культура и Общество» – очередной фрагмент «САМАРСКОГО ТЕКСТА» доктора филологических наук Сергея ГОЛУБКОВА – «Волшебный многогранник города»:

Есть в предметном мире сказок волшебные вещи, которые исполняют любое желание героя. Это могут быть самые разные предметы – какое-нибудь особенное колечко, зеркальце, глиняный кувшин, масляная лампа Аладдина. Достаточно их осторожно потереть рукой или произнести заветные слова, и открываются двери в мир самых причудливых грез, далекие города и страны становятся достижимыми, а кардинальное изменение персональной судьбы, социального статуса, имущественного положения – возможным.

Город тоже можно отнести к разряду таких «предметов», наделенных чудодейственной силой. Все зависит от того, какой гранью этот огромный городской многогранник к тебе повернется – будет ли это Храм, Университет, Музей, Торжище, Театр, Парк, Улица, Пустырь...

Остается гадать: сколько ещё эссе осталось Сергею Алексеевичу до того, как из них сложится полноценная книга.

На «Музыкальной площади – вторая часть впечатлений доктора искусствоведения профессора Ии НЕМИРОВСКОЙ со II МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ИМЕНИ С. ОРЛОВА. Большая их часть – рассуждения о замечательном «месте культуры», которым стал в последние год-два концертно-филармонический зал «Консерватория», и об усилиях, которые вложил в него проректор Академии культуры и искусств, пианист Дмитрий Дятлов. Здесь же - рецензия нашего джазового обозревателя Игоря ВОЩИНИНА на концерт НИНО КАТАМАДЗЕ:

«Театральный проезд» поделили:

·         впечатления с премьеры комической оперы Дж. Россини «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»:

Я пришел домой с премьеры «Севильского цирюльника». Настроение было воинственное. «Шелерати! Вендетта! Колунья!» – само собой слетало с уст за поздним ужином. Жена удивлялась: «Это ты мне?» – «Что ты, рагацца, – успокоил я супругу. – Как ты могла заподозрить меня в том, что я тебя обругаю негодяйкой, буду мстить или клеветать на тебя! Музыка навеяла!»;


  • «предварительные итоги» фестиваля совеременной драматургии «ЛЕВАНОВКА», которые подвела кандидат филологических наук Галина ТОРУНОВА:

Какие-то пьесы понравились больше, какие-то меньше. Кто-то хорошо их прочитал, кто-то чуть хуже. Но не это важно. Самым важным было ощущение нужности, даже необходимости существования такого фестиваля. И ещё – чувство гордости, что на нашей волжской почве выросли такие таланты, возникло такое явление, как тольяттинская школа «новой драмы». А ещё было удивительно и огорчительно, что среди слушателей были журналисты, немного студентов СГАКИ и филологов, несколько любителей литературы, но не было ни режиссеров, ни актёров наших профессиональных театров;


  • и заметки Ии НЕМИРОВСКОЙ с гала-концерта фестиваля «БАСЫ XXI ВЕКА»:

«Говорят, опера умирает… Наверное, там, где-нибудь, но не у нас в Самаре…» Эти слова выходящих из зала слушателей как нельзя лучше демонстрируют, что фестиваль «Басы XXI века» в очередной раз удался. Есть искренне любящая оперу публика. Да, возраст ее в основном от 40 и старше. Но в партере я насчитала шесть молодых пар, что уже отрадно. На сцене – как опытные певцы, так и совсем молодые, готовые, как и в арии Гремина «среди холодных приговоров, жестокосердной суеты, среди досадной пустоты, расчётов дум и разговоров» при деятельном участии администрации театра устроить праздник для огромного числа людей, умеющих слышать музыку.

На «Бульваре искусств» – аналитическая статья «СЧАСТЛИВЫЙ МИР ДЕТСТВА В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ» искусствоведа Валентины ЧЕРНОВОЙ с выставки, развернутой в Мраморном зале Самарского художественного музея совместно с Музеем В. А. Тропинина и московских художников его времени, Художественно-педагогическим музеем игрушки Российской академии образования и Самарским историко-краеведческим музеем имени П. В. Алабина:

Что для нас – современников, уже ступивших в XXI век, – современный мир детства? Сегодня, в технократическом пространстве бытия, мир детства воплотится в ребенке, который объелся сладостями, наигрался с котенком, увлекся компьютерными игрушками или пресытился калейдоскопом впечатлений во время путешествий. Именно поэтому трудно создавать искусство, связанное с миром детства. Есть немало интересных стилизаций, но появление полноценного художественного образа – дело будущего.

На «Музеефикация культуры» - аналитическая статья кандидата филологических наук Екатерины ВЫРОВЦЕВОЙ «ТЕАТР В МУЗЕЕ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»:

А главные задачи, они же и проблемы, можно сформулировать так. Как музею не потерять литературную и мемориальную составляющие? Как не исказить представление посетителей музея о театре? Что позволит не подменять просветительскую функцию и того и другого развлечением и игрой? Каким образом обеспечить сосуществование музея и театра финансовыми и профессиональными ресурсами?

В «Культурологических штудиях» – своеобразный манифест «ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» кандидата философских наук Елены БОГАТЫРЕВОЙ, идейного руководителя ещё одного «места культуры», ставшего в последнее время центром, где появилось множество интереснейших социокультурных проектов:

До сих пор степень доктора философии в европейских странах и США присуждается в соответствии с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины, так что и сегодня врачам присуждается степень доктора медицины, юристам – доктора права, богословам – доктора богословия, а всем остальным, занимающимся научными исследованиями, – доктора философии.

В России всё сложнее и запутаннее. Истине здесь менее всего служат. Большую роль в институциональном оформлении науки играет политический момент, а также обстоятельства привходящие, как сегодня, когда не всегда очевидно, на каком основании и для чего сокращают и объединяют кафедры, да и целые институты.

На полосе «Память культуры» – полемические заметки о самарской топонимике краеведа, главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки, заслуженного работника культуры России, члена Совета по культуре при губернаторе Самарской области Александра ЗАВАЛЬНОГО: «Они рядом с нами. Навсегда?»:

Сто лет назад как-то стеснялись давать улицам фамилии политических деятелей, робкие попытки практически не прижились. Названия соседних городов – да, имена великих писателей и художников – да. Всякие там Соловьиные, Почтовые, Сокольничьи – да… Но чтобы влюбленным встретиться у памятника Куйбышеву около Дворца культуры имени Куйбышева на площади Куйбышева в городе Куйбышеве – это доступно только нашему пониманию!

Газета продолжает внимательно следить за ходом губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «РОЖДЕННЫЕ В СЕРДЦЕ РОССИИ». Автор материала «С любовью к людям и земле» – музыковед и фольклорист Инна КАСЬЯНОВА.

На второй полосе – традиционная колонка министра культуры Самарской области Ольги РЫБАКОВОЙ, в этот раз посвященная возрождаемому ВСЕРОССИЙСКОМУ ХОРОВОМУ ОБЩЕСТВУ. Рядом – эссе по поводу публичности культурной политики главного редактора газеты.

Завершает номер афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments