Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вышел в свет семнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

01-page-001

Газета продолжает внимательно следить за ходом губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «РОЖДЕННЫЕ В СЕРДЦЕ РОССИИ». В этот раз автор материала «Жива традиция» – музыковед и фольклорист Инна КАСЬЯНОВА:

Сейчас, когда мы говорим «фольклор» – возникает, прежде всего, представление о культуре прошлого. Так пели наши бабушки, так ещё продолжают петь люди старшего поколения, у которых мы записываем песни, доселе неизвестные нам или известные лишь по тексту и распетые в традициях определённого села. Мы смотрим на фольклор большей частью как на застывший материал высокого качества, который надо собирать, записывать, изучать и пропагандировать. Иначе говоря, как на реликт, но ведь он – живой организм! Так же, как родная речь, как родная музыка! Это не только прошлое нашей культуры, но и её настоящее и будущее!

На полосе «Культура и Общество» – новый фрагмент «САМАРСКОГО ТЕКСТА», бережно создаваемого доктором филологических наук Сергеем ГОЛУБКОВЫМ – «Как сладок (горек) плен ассоциаций»:

Ассоциации, отменяя явные и скрытые границы и барьеры, безмерно расширяют пространство реальной жизни за счет описанных в книгах картин иной реальности, множества человеческих характеров, уймы житейских ситуаций. Ассоциации буквально «подкарауливают» нас повсюду – среди повседневных дел, в обстановке официальных церемоний, во время случайного уличного разговора со знакомым, в туристической поездке. И это не только профессиональный удел филолога – быть в плену литературных ассоциаций. В той или иной степени такой плен испытывал каждый, у кого в пресловутых «закромах» памяти хранятся запомнившиеся страницы прочитанного в разные годы.

«Музыкальную площадь» поделили рецензия музыковеда, кандидата искусствоведения Анны ЛАЗАНЧИНОЙ на премьеру ВОЛЖСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА ИМЕНИ П. М. МИЛОСЛАВОВА, первая часть впечатлений доктора искусствоведения профессора Ии НЕМИРОВСКОЙ со II МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ИМЕНИ С. ОРЛОВА а и рецензия нашего джазового обозревателя Игоря ВОЩИНИНА на концерт ВАДИМА ЭЙЛЕНКРИГА, прошедший в рамках филармонического абонемента Даниила Крамера – «В джазе его дело – труба».

«Театральный проезд» заняли рецензия театроведа, кандидата филологических наук Галины ТОРУНОВОЙ на моноспектакль Игоря Новикова «КОНТРАБАС» в Академическом театре драмы и материалы Маргариты ПРАСКОВЬИНОЙ – интервью с МИХАИЛОМ ПАНДЖАВИДЗЕ, режиссером сегодняшней премьеры Академического театра оперы и балета – комической оперы «Севильский цирюльник»; и её же материал с так внезапно прекратившего своё существование Фестиваля социальных театров:

Пробиваться сквозь неприятие на любой, пусть самой нежизнеспособной, почве –прямая обязанность социального театра. Но есть преграды, через которые даже он не сможет пробиться. Из-за массового закрытия международных благотворительных фондов в России, а также из-за ареста одного из создателей и руководителей форума социальных театров Михаила Ушакова в следующем году фестиваля в Самаре уже не будет. Инициативная группа «Фестиваль социальных театров» объявила, что, возможно, он будет проведен в другом городе.

На «Бульваре искусств» – аналитическая статья искусствоведа Валентины ЧЕРНОВОЙ с выставки самарских художников-прикладников «ВОПРЕКИ БАНАЛЬНОСТИ» – «Многообразие фактур и таинство стиля»:

Пролистывая страницы истории художественной жизни Куйбышева ХХ века, хотелось бы напомнить, что в нашем городе на первом плане всегда была «царица искусств» – живопись. Само наличие Волги-матушки провоцировало на живописание. Оттого в тогдашнем Союзе художников-прикладников были единицы.

Собственно, изначальная природа этого вида искусства была привязана к функциональным задачам. Зрители не воспринимали отдельные предметы – гобелены, кувшины, вазы – как уникальные художественные произведения. С производством предметов утилитарного назначения вполне справлялись фабрики. Как можно любоваться посудой, удивлялись зрители, глядя в музее на образцы кузнецовского фарфора?

Возможно, по причине такого отношения масс в семидесятые годы ХХ века в отечественном декоративно-прикладном искусстве произошел прорыв.

На полосе «Культура детства» – поздравление с 40-летием детского музыкального театра «ЗАДУМКА», от лица газеты и Ассоциации творческих союзов Самарской области сделанное Галиной ТОРУНОВОЙ, и предварительный итог благотворительных программ «РОСТОК НАДЕЖДЫ», инициированных дирекцией международного фестиваля «Кино – детям».

Полоса «Музеефикация культуры» отдана репортажу кандидата филологических наук Екатерины ВЫРОВЦЕВОЙ с ПЕРВОЙ САМАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ БИЕННАЛЕ – «Новые сюжеты в самарской усадьбе А. Н. Толстого»:

Журналисты поспешили растиражировать резкую критику Т. Толстой, которая, оценивая памятник Буратино, как истинный филолог в выражениях не стеснялась (так нас учила С. З. Агранович).

На следующий день во время спектакля в «Самарской площади» я увидела изрезанные листы нашей газеты, как раз номера, где на первой полосе – тот самый памятник, – символический снос Буратино произошел.

В «Культурологических штудиях» – «ДЭВИД ЭЛЛИОТ ПРИЕХАЛ В САМАРУ НЕ СЛУЧАЙНО…» – размышления кандидата философских наук Елены БОГАТЫРЕВОЙ о встрече куратора IV Московской международной биеннале молодого искусства с самарскими художниками:

Приглашение куратора такого уровня стало возможным как благодаря деятельности художников и сотрудников Самарского отделения Приволжского филиала ГЦСИ Нели и Романа Коржовых, во многом способствовавшей тому, что развитие современного искусства в Самаре помогло возникновению и закреплению новой культурной ситуации; так и благодаря выросшему в новообразованной среде поколению художников и кураторов, которые всё более и более уверенно заявляют о себе на российских и международных площадках. Так что город успешно «засветился» на карте России в области Contemporary Art.

Материал опубликован под рубрикой «В тренде».

На полосе «Человек культуры» – «дифирамб» музыковеда Натальи ЭСКИНОЙ скрипачу симфонического оркестра Академического театра оперы и балета ГЕННАДИЮ ЧЕРКАСОВУ («Из ямы – на олимп!»), отметившему 40-летний юбилей служения искусству, и воспоминания Инны КАСЬЯНОВОЙ о хормейстере РОЗЕ АЛЕКСЕЕВНЕ АЛЕЩЕНКО («Свет любви»):

«Она была для нас путеводной звездой, – говорили «старики» хора. – Когда звезда гаснет, свет от неё идёт ещё долго-долго… Роза Алексеевна подарила нам свет, который никогда не погаснет. До сих пор живём воспоминаниями о том прекрасном времени. И мы поём, и наши внуки».

На полосе «Память культуры» – эссе искусствоведа Владимира ВОСТРИКОВА «Неизвестное об известном», посвященное заслуженному художнику России ЮРИЮ ФИЛИППОВУ.

Завершает номер афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments