Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Место: пустота. Время: где-то в конце веков

одноклеточные 1 15 см Если внимательно проанализировать штатные расписания всевозможных «культурных учреждений» – ну, за последние лет сорок хотя бы – очевидной окажется следующая тенденция: численность служб, занимающихся созданием собственно «продукта» (спектакля, выставки, концертной программы и т.д. и т.п.), неуклонно падает, а служб, занимающихся разного рода действиями, направленными на его продажу, столь же неуклонно растет. И это совсем не свидетельство обюрокрачивания культурной «сферы» (пирамиды, параллелограмма).

Это подтверждение факта: «продукт», производством которого заняты актеры, музыканты, художники, музейщики, библиотекари, нужен всё меньшему числу людей, и для того, чтобы с ним хоть кто-нибудь когда-нибудь «встретился», требуются усилия множества профессионалов различных специальностей.

И вот эти профессионалы начинают сочинять всяческие «обёртки», «соусы», «добавки», чтобы «продукт» всё-таки «ушел» в люди. Делают они это с фантазией, уверенные в том, что кашу маслом не испортишь. И появляются в фойе академических театрах дискотеки, и «Лебединое озеро» подвертывается под День защиты животных, и музейные экспозиции предлагают осматривать ночью с бутербродами с вареньем и под звуки punk rock`а.

Вот только кому это всё нужно? Той самой Молодежи, для которой придумываются все эти изыски? Искусству, готовому терпеть смысловые надругательства над собой, – лишь бы стать чуточку доступнее и ближе народу? Или Власти, которая так нуждается в доходах от продажи билетов, что умудрилась основную часть эффективности деятельности учреждений, организаций и предприятий, занимающихся выпуском культурного продукта, натурализовать в денежный эквивалент?

Власть

Предположим, что Власти. Тогда зачем?

Объемы доходов от «культурных продуктов» – в масштабах бюджетов всех уровней – мизерны, если речь, конечно, идет о стране, не устающей тосковать о былых мощи и величии. Если стране не хватает налогов, наверное, проще восстановить один из разрушенных комбинатов, усовершенствовать логистическую инфраструктуру чего-нибудь или более внимательно отнестись к налоговым льготам для разорителей недр. Проще, чем пытаться вопреки всем экономическим законам программировать работу театра/музея/да-чего-угодно на повышение посещаемости, воплощенной в рубле.

Потому что фабрика/завод/рудник могут повысить ВВП лучше, чем театр, но не в состоянии принести душам человеческим пользы столько же, сколько театр. Потому что есть зависимость между глубиной замысла / сложностью смыслов / изящностью формы культурного продукта и его востребованностью публикой. Причем зависимость обратная: чем мельче, проще и топорно-прямолинейнее изготовлен «продукт» – тем выше востребованность.

Россия никакая не особенная. Это во всем мире так. Так, потому что «Бритва Окамма»: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости» – принцип всеобщий. И если общественные законы только на бумаге ориентированы на развитие человеческого капитала, а на практике нацелены на укрепление незыблемости общественных институтов любым путем, даже путем сдерживания прогресса, то зачем тогда и сложная человеческая душа?

Сколько раз и сколько цивилизаций спотыкалось об эту порочную идею? Но всякие новые её адепты рассчитывают проскочить, обмануть законы истории, отдавая на заклание новые и новые «потерянные поколения».

Мы грешим на систему образования, на школу, из программ которой выхолощена забота о душе. Правильно грешим, но школа – следствие, школа – исполнитель заказа. Заказа на нас с вами и на внуков наших.

Парадокс, но даже основы этических систем мировых религий ограничили приобщением к ритуалам! Потому что правильно два раза в год стоять со свечкой, с демонстративно смиренным, потупленным взором стало важнее, чем, делая ошибки, самостоятельно постигать законы бытия и выстраивать собственную пирамиду нравственных ценностей.

Детям не прививают любви к постижению мировоззренческих проблем. Им загадили головы «уплощенной» (читайте 14-ю полосу этого номера) формулой мечты. Но цель – не успешность, цель – реализация своего потенциала. И на это должна быть ориентирована государственная политика.

Но тогда ребенок должен быть проинформирован обо всем спектре дорог, из которого может делать выбор. С детства он должен знать, что, «хороший человек» – хотя и не профессия, но необходимое условие её наличия; а «ничего личного – только бизнес» – принцип, свойственный скорее преступникам, чем бизнесменам.

А раз так, то нужна забота о душе, об эстетическом воспитании. Нужно с детства заинтересовать человека радостью постижения сложного. Кстати, если заняться этим вовремя, то и «сфере культуры» не нужно будет массированных маркетинговых атак и гораздо меньше – усиленной рекламной поддержки.

И всего-то и требуется – не бояться «сложных людей».

Творцы

Но предположим, Власть здесь ни при чем. Тогда Творцы почувствовали аппетит? И, осознав, как мало вокруг них «сложных» и как вольготно живется в мире «простых», сами снижают планку качества, а чтобы дело продвигалось успешнее, ещё и с криком: это декаденты и педерасты всё на ровном месте усложняют! Это дорога к гибели цивилизации! Всё сложное – просто! Всё простое – гармонично!

Это, конечно, не Творцы – это Симулякры, которые пролезли во все щели: и на академические подмостки, и в залы, где господствует Его Величество Contemporary. Они последовательно избавляются от настоящего. И их невозможно обличить публично: они при наградах и лычках. Они командуют парадом. Им нравится существующее положение дел, при котором растет число потребителей их продукта.

При этом они надеются, что на их век сложного хватит (ведь они не простые какие-нибудь). Надеются – и тоже идут против законов исторического развития.

Им даже нравится вся эта псевдомаркетинговая мишура, позволяющая ощущать себя наравне с боссами мира бизнеса, политики; нравится давать наставления; нравится разыгрывать снобов, заласканных поклонниками.

Они очень опасны, потому что, даже если Власть поймет неизбежность поддержки сложного, она обратится за помощью к Творцам, ибо кто, кроме них, способен реализовать план всеобщего спасения. Только Власть будет думать, что обратилась к Творцам. На самом же деле это будут Симулякры, которые квалифицированно разъяснят, что белое – это черное и наоборот.

А всего-то и требуется – прислушиваться не только к простым и удобным.

Молодежь

Но предположим, ни Власть, ни Творцы ни при чем. Такова тенденция развития информационного пространства, что Молодежь по объективным причинам не может читать Тургенева/Бунина/Зайцева, а уж тем более – Толстого/Достоевского/Лескова. Темпы иные. Пока будут читать, девушка/юноша от них сбегут. Да и размеры той среды, где неприлично появляться, если не прочитаешь последний роман в «Иностранке», не сходишь на последний фильм Каракса и не сгоняешь в Москву на Мондриана, сжались до пределов видимости невооруженным взглядом.

Чушь, нет таких законов развития. Есть привычка к суете. Суета как алкоголь: дергаешься, бегаешь – и вроде бы это и есть жизнь. Мелькают картинки со скоростью, при которой невозможно постичь смыслы происходящего. «Ты в тренде!» В этом движении главное – не останавливаться. Тогда внутри – гармония, а остановка как похмелье – мгновенное осознание бессмысленности бега.

Теоретически изменить способ приближения к конечной точке пути можно. Но только теоретически и в единичных случаях. Практически формирование жизненного пространства в юном возрасте возможно только при помощи «Поколения +» и «Поколения ++».

Бессмысленно руководствоваться принципом: нам не довелось, так хоть дети пусть… Дети не будут «пусть», пока у них перед глазами не будет примера родителей. А покуда родители суетятся, то и молодой человек будет суетиться. И тогда смотри предыдущую главку: в отсутствии грамотной культурной политики редеет сообщество «сложных людей».

Оно не иссякнет в одночасье – будет сжиматься и погибнет под развалинами стремившейся к простоте цивилизации.

А всего-то и требуется – начать с себя, а не перекладывать ответственность за сбычу собственных мечт на следующие поколения.

Теория малых дел

Но нужно быть реалистом: ни Власть, ни Творцы-Симулякры, ни Молодежь с их родителями ни к каким содержательным переменам не готовы и не будут готовы, пока жареный петух сами знаете что.

Как подтолкнуть всю эту махину? Протестами? Они только этого и ждут. Протесты – это их способ существования, их родное поле. Продолжать заниматься увещеваниями? И это бессмысленно.

Есть только один способ – начать самостоятельно формировать «сложное» пространство. Без приглашения к участию Власти и Симулякров. Только такой способ взаимодействия с обладателями ресурсов – финансовых, кадровых, интеллектуальных – дает результат. Только, если те, кто осознал пагубность «простого» пути развития, объединятся и начнут создавать собственные «продукты» – культурные, образовательные, научные; и неважно, какого качества они будут на первых порах, – лишь бы состоялась коммуникация!

Коммуникация – самое главное. Сейчас вместо неё – Карнеги, искусство притворяться и быть циничным. Нужно начать общаться друг с другом. Не обмениваться полезной информацией – общаться. Не локтями толкаться – содействовать. У нас все беды-то от того, что мы неверно толкуем понятие «конкуренция». Конкурент – это помощник, это тот, кто бежит рядом.

Перестанем бояться, что наши идеи похитят; научимся делиться и привлекать сторонников – тогда и во Власти обнаружатся союзники, и Творцы отделятся от Симулякров.

У меня уже случались победы на этом поприще: и в маленьком Gaudeamus`е, и в большом «Празднике». Бросил я их на пике, каюсь: показалось, что можно не только по маленькому, но и по большому счету.

Оказалось нельзя по большому. Сейчас нельзя даже теоретически. Потому я так люблю организаторов «антикафе», семинаристов аэрокосмического философского семинара, группу «Цирка «Олимп» и энтузиастов Центра современного искусства. Люблю, несмотря на то, что, то, чем они занимаются, – совершенно не моё. Содержательно чужое. Но у них может получиться.

Потому что они не боятся. Не боятся делать ошибки. Не боятся показаться нелепыми. Не боятся быть самими собой.

За ними будущее. Если их не соблазнят.

Но всех не соблазнят. Не могут. Не должны. Потому что тогда всем нам крандец, как говорится.

Рисунки Сергея СавинаОпубликовано в издании «Культура. Свежая газета» №16 за 2013 год

по рубрикой «Конец культуры»

одноклеточные 2 15 см
Tags: Власть, Культура, Культурная политика
Subscribe

  • Творческая вершина «потерянного классика»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Фото Ирины ЦАРЁВСКОЙ В концертном зале Пушкинского народного дома в канун 76-й годовщины Победы состоялось исполнение…

  • Подлинник

    Дмитрий ДЯТЛОВ * – Здравствуйте, месье Равель! Я вам писал… – А, так это вы, молодой человек! Что же вы играете из…

  • И слово в музыку вернись…

    Татьяна КОЛЫШЕВА * 8 мая отметила свой юбилей создатель «ТЕАТРА СЛОВА КЛАРЫ САРКИСЯН», уникального явления в культурной жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments