Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Вышел в свет шестнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

01-page-001

Номер открывается репортажем Екатерины Выровцевой, Ксении Гараниной и Асхата Бардынова с губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «РОЖДЕННЫЕ В СЕРДЦЕ РОССИИ». Газета взяла на себя труд подробно освещать это событие тем более, что реальной информации о положении дел с сельской культурой у рядового жителя губернской столицы не было уже давненько.

«Музыкальную площадь» поделили эссе музыковеда, кандидата искусствоведения Натальи Эскиной «ДУША ОТКРЫТАЯ ШОПЕНУ» о концерте лауреата Международного конкурса имени Чайковского пианиста Мирослава Култушева, впечатления доктора искусствоведения профессора Ии Немировской «ALTERA MUSICA: ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ ИЛИ НАЗАД В БУДУЩЕЕ» о юбилейном концерте известного самарского коллектива и рецензия нашего джазового обозревателя Игоря Вощинина на концерт ПОЛИНЫ ЗИЗАК, прошедший в рамках филармонического абонемента Даниила Крамера «Леди джаза».

«Театральный проезд» заняли материалы Маргариты Прасковьиной об открытии мемориала Александру Амелину («АКТЕР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ А»), Светланы Внуковой о восстановлении спектакля по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях» на сцене Академического театра драмы («СЫН ЗА ОТЦА»), а также обзор Шелестовского фестиваля, сделанный московским балетным критиком Александром Максовым, – «НА ПРАЗДНИКЕ ТАНЦА И ЗА ЕГО КУЛИСАМИ»:

Сказать, что город жил фестивалем, так, как, к примеру, живут в подобных случаях небольшие европейские города, Авиньон или Абердин например, не могу. Телевидение не выпускает цикла «Дневников фестиваля». Не углядел я ни афиш, ни баннеров, ни растяжек на самарских улицах. Говорят, они были, как и рекламные акции на радио.

Балет серьезно – если не сказать на износ – трудится, делая все от него зависящее, но ведущие позиции в отечественном балете пока не занял. Репертуар театра составляет названий восемь, и С. П. Хумарьян все труднее варьировать фестивальные программы, формулируя их концепции.

Хореографическое училище далеко не в полном объеме обеспечивает кадровые нужды самарского балета. А это уже проблемы не только самого театра, но и города и области.

На «Бульваре искусств» – заметки Алены Самсоновой об анимационном кино «ЗЕРКАЛО БОЛЬНОЙ ДУШИ И ЗДОРОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ» и первые впечатления Дарьи Темниковой от «Азбуки кино», нового проекта киноклуба «Ракурс», – «ЖИЗНЬ ПО КИНЕМАТОГРАФУ».

В «Культурологических штудиях» – «ИГРЫ С МАСШТАБАМИ», продолжение серии эссе Елены Шлиенковой о жизни города на берегу большой реки:

Самаро-Тольяттинская агломерация или Жигулевская Ойкумена, кому как больше нравится, – красивая идея, замершая в воздухе и с трудом опускающаяся на реальную почву. Скорее по причине того, что так долго тянется процесс осознания ее жизненной необходимости и реализуемости. Механическая сшивка нескольких территориальных кусков без простого объяснения, как это действительно будет работать, пока ею так и остается. Именно «простого объяснения», а не мантрического заклинания об инвестиционной привлекательности региона, конкурентоспособности всего и вся без реальной региональной самостоятельности в принятии решений, без осознания себя хозяином на своей земле. Стоит обратиться к стратегиям соседних и дальних регионов – везде одна и та же картина. Говоря о поиске идентичности, в ход пускают шаблонные определения, обезличивающие саму идею идентичности. Глобальные бренд-мэны легко держат в своих гиперпрофессиональных руках всю отечественную панораму! Хороший рынок!

На развороте «Человек культуры» – два портрета: актера СамАрта Игоря Данюшина пера Галины Торуновой («НЫНЧЕ ЛИРИКИ В ПОЧЕТЕ») и дирижера Академического театра оперы и балета Владимира Коваленко работы музыковеда Ольги Шабановой («ЮБИЛЕЙ НА ТРИ ЧЕТВЕРТИ»).

Семьдесят пять! Дата, хотя и юбилейная, но не круглая. Несовершенная в изначальном смысле этого слова, то есть незавершенная. Это, скорее, три четверти. Три четверти столетия, той максимальной меры времени, которую в силах охватить человеческий разум. Великолепный сэр Вальтер Скотт однажды изрёк: «Годы обычных людей измеряются количеством морщин, годы мудрецов – их ученостью». Музыканта такой особенной профессии, как оперный дирижер, – тоже. Каждая нота каждого спектакля (особенно если он не премьерный) – это очередная ступень духовного пути, неразрывно связанная с профессиональной эволюцией. А значит, три четверти – еще не финал. Впереди еще немалая доля пути к непостижимому, соединяющему в себе равновесие профессионализма, музыкантского, интеллектуального, духовного и душевного опыта.

На полосе «Память культуры» – эссе Сергея Голубкова «Восхождение к родству по слову»:

Мы живем в расширяющихся кругах родства, добавляя к родству по крови ежедневно и ежечасно приобретаемое родство по слову. С кем-то мы прямые сородичи, а с кем-то соратники, сотоварищи, сограждане и в целом мы в рамках своего отечества − соотечественники. Мы живем в широком диапазоне человеческих степеней родства – от земляков до землян. Факт паспортной регистрации автоматически не делает любого человека, например, моим земляком. Это, безусловно, закрепляется отнюдь не казенной печатью, а единством чувственного опыта, общностью многих воспоминаний, совместно пережитого со-радования и со-страдания нашему городу, селу, малой деревушке.

И два дискуссионных материала. Первый – «ХОМО УПЛОЩЕНИКУС ПЛЮС ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ: Разговор журналиста (Светлана Внукова) с психологом (Светлана Ихсанова)»:

Я недавно столкнулась с высказыванием Далай-ламы: «На этой планете накопилось слишком много успешных людей. Больше не надо».

Мы все время говорим с тобой про пресловутое менеджерское поколение. Они успешны, технологичны, все у них на блоки делится, все – быстрей, быстрей, быстрей! Успеть как можно больше! Креститься в церкви – и то вперед всех, чтобы благости ухватить побольше. А Далай-лама говорит: «Слишком много. Хватит». И перечисляет, кого надо. Нужны (а он по-английски говорил), healers – целители, нужны (мне больше всего это нравится) story tellers – рассказыватели историй, и peace makers – миротворцы. Словом, те, кто локтями не толкается, в крысиных бегах не участвует, просто улыбается всему этому, истории рассказывает, руками лечит.

И второй материал – редакторский: «МЕСТО: ПУСТОТА. ВРЕМЯ: ГДЕ-ТО В КОНЦЕ ВЕКОВ» под рубрикой «Конец культуры»:

Если внимательно проанализировать штатные расписания всевозможных «культурных учреждений» – ну, за последние лет сорок хотя бы – очевидной окажется следующая тенденция: численность служб, занимающихся созданием собственно «продукта» (спектакля, выставки, концертной программы и т.д., и т.п.), неуклонно падает, а служб, занимающихся разного рода действиями, направленными на его продажу, столь же неуклонно растет. И это совсем не свидетельство обюрокрачивания культурной «сферы» (пирамиды, параллелограмма).

Это подтверждение факта: «продукт», производством которого заняты актеры, музыканты, художники, музейщики, библиотекари, нужен всё меньшему числу людей, и для того, чтобы с ним хоть кто-нибудь когда-нибудь «встретился», требуются усилия множества профессионалов различных специальностей.

И вот эти профессионалы начинают сочинять всяческие «обёртки», «соусы», «добавки», чтобы «продукт» всё-таки «ушел» в люди. Делают они это с фантазией, уверенные в том, что кашу маслом не испортишь. И появляются в фойе академических театрах дискотеки, и «Лебединое озеро» подвертывается под День защиты животных, и музейные экспозиции предлагают осматривать ночью с бутербродами с вареньем и под звуки punk rock`а.

Завершает номер афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments