Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вышел в свет пятнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

От01-page-001крывает номер статья доктора филологических наук, доцента кафедры русской и зарубежной литературы Самарского госуниверситета, заместителя директора Самарского литературного музея Михаила Перепелкина «Целое из частного»:

Нельзя объяснить части, не подозревающей, что есть целое, что оно вообще есть… Поэтому сегодня на той же самой усадьбе выкорчевали все до единого – подлинные (!) камни, по которым ступала нога будущего классика русской и советской литературы, и вместо них положили ровненькую и аккуратную плитку – такую же, как на набережной и на центральных улицах города, а завтра, возможно, построят новенькие аккуратные дома и назовут их как бы мемориальными. Если надо.

Ну, и что же в таком случае всё-таки делать? Я полагаю, что примерно то же самое, что делают те, кто «несмотря ни на что и вопреки всему» «частными руками» собирают то, на что у государства не хватает ума или совести, а может быть – и того, и другого. Чтобы завтра это государство не превратилось в части без признаков целого.

Статья в определенном смысле задает тон всему номеру, посвященному тому, как мы конструируем свое культурное пространство и как в нем существуем, как придумываем для него «правила игры» и как от этих правил зависит то, насколько мы будем счастливы и станет ли лучше мир в результате наших усилий.

Со статьей Перепелкина на развороте соседствует статья искусствоведа, какндидата философских наук Татьяны Краснощековой «Самарский пейзаж: между Природой и Цивилизацией» о выставке «Символы места» в Самарском художественном музее:

Выставка объединяет как городские пейзажи, так и виды чистой волжской природы в живописи, графике, фотографии и видео. Тема экспозиции, выражающая конфликт природного и урбанистического начал, задает определенный ракурс восприятия, при котором очевидно прослеживается отчуждение человека от природных истоков.

Заявленная в названии выставки психогеография прочитывается как специфическое влияние территориального окружения, городской среды на эмоции и поведение индивидуума и социальных групп, в частности на художников самарской пейзажной школы. Зародившись на Западе в 1953 году, психогеография развивалась как специфическая критика капиталистического урбанизма, антиурбанистская практика, направленная на развитие творческой инициативы, самоопределения личности.

«Музыкальную площадь» поделили эссе музыковеда, кандидата искусствоведения Натальи Эскиной «Шарики стеклянной вечности в чашечке черного кофе» о концерте премьер самарских композиторов, впечатления доктора искусствоведения профессора Ии Немировской «Бритта-Маргарита» об удивительном концерте солистки Франкфуртской оперы Бритты Штайльмайстер в концертном зале «Консерватория», рецензия нашего джазового обозревателя Игоря Вощинина о гастролях мировой звезды жанра Марианна Петреску и его же дифирамб «Признание в любви» о молодой скрипачке Марии Ивановой.

На «Бульваре искусств» – рецензия искусствоведа Валентины Черновой на выставку живописи 1920-х – 1930-х годов из собрания Русского музея в галерее «Виктория»:

Этот период сложно комплектовать для живописной экспозиции. В тогда все художественные группировки боролись за право создать революционное искусство для государства нового типа. Кто-то из мастеров экспериментировал в области формы, некоторые изображали время, быт и жизнь новых героев. Самарскому зрителю предъявлены ведущие художники различных объединений: и те, кто был связан с властью, и те, кто находился в отдалении от нее.

Эта роскошная экспозиция дарит счастливую возможность проследить то, как важнейшие события времени, как мироощущение художника 30-х годов, особенности его изобразительного языка сказались на изменении и формировании образности в произведениях живописи.

На постоянно-периодической полосе издания «Культура детства» – размышления Ии Немировской после концерта юных музыкантов в рамках традиционного осеннего фестиваля в Самарской филармонии:

Именно музыка развивает в человеке многоканальное мышление, она способна реорганизовать мозговые функции и привести к согласованной работе полушарий мозга, увеличить тот раздел, который отвечает за моторные навыки, скоординировать работу зрения, слуха и движений, улучшить память. Благодаря иерархичности музыки (движению от мотива к фразе, от фразы к предложению и далее – к целостной форме) ребенок привыкает мыслить соответственно, объединяя мелкое в крупное. Активизация левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению аналитических навыков, что приводит к хорошим результатам в изучении точных наук, положительно влияет на успеваемость в школе (особенно в шестом классе).

Давно проверено, что, чем больше подросток занимается музыкой, тем больше он способен к общению, тем меньше его трения с Законом, а овладение сложными музыкальными навыками (чтением с листа например) вообще напрочь исключает всякий криминальный опыт.

В «Культурологических штудиях» – отрывки из стенограмм двух потрясающих по глубине бесед о современных культурных героях. Светлана Внукова с Валерием Бондаренко и Екатерина Выровцева с Борисом Кожиным рассуждают о причинах распада времен и очередной «гибели культуры».

Два величайших поэта – Цветаева и Рильке. И она ему пишет: «Вы единственный, кто сказал Богу что-то новое». Кто сегодня собирается сказать Богу что-то новое? Сейчас даже сказать Богу что-то старое никто не собирается. Не может. В этом смысле мы, конечно, очень измельчали. Измельчали и не можем уже определять человека ни посредством старых, классических принципов, ни даже модернистских.

Это нечто особенное, поэтому проблема «героя нашего времени», грубо говоря, – несуществующая проблема. Нет ни героя, ни «нашего времени». Да и проблема-то эта, в общем, мало кого интересует. Кроме вот вашей газеты. Потому что раньше-то все время спрашивали: а кто герой? А сейчас? Нет, герой как некая формальная функция, конечно, есть. Без этого трудно писать романы и ставить фильмы...

Это Бондаренко. А это Кожин:

Герой нашего времени – демагог. А если говорить о нашем времени в более широком смысле слова, то мы живем в море демагогии даже не со сталинских времен – с ленинских. Хотя надо сказать, каждая власть, каждая, пользуется демагогией.

Мы всегда пользуемся демагогией. Или, по крайней мере, очень часто. Мы просто не можем жить без нее. У нас демагогия на каждом шагу. Огромная беда заключается в том (а этого часто недооценивают демагоги), что демагогия нам мстит. Может быть, не сразу, но мстит обязательно. Часто делают вид, что дело не в демагогии. Нет, в ней!

На развороте «Культура книги» – репортаж кандидата филологических наук Андрея Косицына с презентации новых книг из поэтической серии «Цирка «Олимп», портрет замечательного самарского лингвиста Дмитрия Алексеева – к 90-летию ученого и очередной фрагмент «самарского текста» профессора Сергея Голубкова «Всматриваясь в ушедшие лица» и традиционная колонка «О языке» кандидата филологических наук Татьяны Романовой.

«Человек культуры» обозреваемого номера Эдуард Михайлович Кондратов. Музыковед Эрна Сэт посвящает ему очерк «О биополях Студёного оврага, «абстрактном гуманизме» и о мужестве журналиста». На 2-й же полосе номера – репортаж кандидата филологических наук Екатерины Выровцевой с церемонии вручения премии, носящей имя этого замечательного литератуора, журналиста и общественного деятеля.

Полосу «Культура повседневности» делят Екатерина Спиваковская с эссе «Кельтские письмена из секонд-хенда» и Маргарита Прасковьина с подведением итогов очередных Поволжских сезонов Александра Васильева.

Тяжелой доле критика в мире, лишившем себя счастью быть самокритичным посвящена моя статья: «Только яйцо имеет право судить о качестве яичницы!».

Завершает номер афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments