Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Вышел в свет четырнадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

Открывается он эссе краеведа, главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки, заслуженного работника культуры России, члена Совета по культуре при губернаторе Самарской области Александра Завального «Тольятти. Город без Креста». Автор размышляет об исторической справедливости, государственной символике, о степени участия народонаселения в управлении государством.

Уверен, что эссе, растащат на цитаты. Вот, например: «Жаль, что в свое время городу не пожаловали фамилию другого большого друга СССР – президента Египта, Героя Советского Союза Гамаля Абдель Насера. Проблем с возвращением исторического имени было бы наверняка меньше. Кстати интересно, а как бы назывались жители и жительницы города Насера?»

Центральный материал номера – статья профессора Ии Немировской «День Музыки или Праздник Музыки?» Кристально четкое изложение материала, но за простеньким предложением: «в связи с объявленным Президентом РФ Годом культуры (2014) поднять в нашем регионе статус Международного Дня Музыки и праздновать его не хуже Дня Энергетика или Дня Строителя», – серьезные размышления о серьезнейших проблемах Самарской филармонии и организации концертного дела в области.

Разворот отдан итогам фестиваля «Волга театральная»: глубокий обзор события, сделанный членом конкурсного жюри Ольги Журчевой и рассуждения Галины Торуновой о феноменальном интересе в начале XXI века к драматургии Августа Стринберга – «Странная Фрёкен Жюли». В центре анализа – спектакль Ульяновского театра кукол, ставший обладателем Гран-при фестиваля, и пластическая драма, вышедшая год назад в новокуйбышевской «Грани».

Театральные события продолжает рецензия того же автора – Галины Торуновой – на последнюю премьеру СамАрта: «Гамлет. Трагедия Шекспира. XXI век»:

«Во все времена юноша Гамлет взрослел, чтобы погибнуть. Правда, в XVIII веке, в эпоху Просвещения, когда в целях воспитания благородного человека добро всегда должно было побеждать, Гамлет в исполнении Дэвида Гаррика оставался жить. Было время, когда от имени Датского принца выступала женщина (Сара Бернар). В 1924 году Михаил Чехов своим Гамлетом сотворил Реквием по русскому интеллигенту, однако спектакль оставлял хоть маленькую, но надежду. «Гамлет» СамАрта 2013 года в постановке Анатолия Праудина надежды не оставляет. То есть совсем и никакой!»

С ней соседствуют полные горькой иронии «Осенние размышления о вердиевской кантилене, или Трудные «Дни Высокой музыки» Ольги Кришталюк и обзор затерявшегося в тени своих «старших» коллег V Международного фестиваля национальных театров «Радуга», сделанного молодой журналисткой Валерией Коноплицкой, – «Разноцветным коромыслом радуга повисла».

«Музыкальную площадь» поделили «ностальгическое эссе» Наталии Эскиной «Бетховен как формула счастья», навеянное концертом Государственного Квартета имени Бородина; обзор Анны Карповой «Король инструментов: «свой» или «чужой»? – оказывается в Самаре не один, а целое семейство активно действующих органов! – и комплимент Владимира Емеца «Лев самарского джаза», посвященный широко отмечаемому общественностью 80-летию Льва Степановича Бекасова. К многочисленным поздравлениям маэстро я с радостью присоединяюсь: долгих лет и творческих находок – музыкальных и научно-технических!

«Бульвар искусств» в этот раз заняли «киношники» и примкнувший к ним видеохудожник Олег Елагин. Выставку последнего в самарском Арт-Центре посетил Сергей Баландин и изложил свои впечатления в материале «Живопись без живописи»: «Видео-артиста не интересует, что снимает камера, потому что то, что она снимает, случайно, или, как говорили в советской школе, – «нетипично». Его интересует технический момент вспышки, автофокуса, а при создании панорамы он намеренно помещает перед фотоаппаратом движущийся объект, чтобы мы видели все склейки, которые делает фотоаппарат. Потому что именно это и есть «типичное», по мнению художника. Елагин – охотник за техническими ошибками, потому что Errare humanum est (Человеку свойственно ошибаться). Когда машина ошибается, когда ее аппарат вскрыт, она становится человечнее, она становится подобна нам».

Кинематографические впечатления октября представлены итоговыми материалами с фестиваля документального кино «Соль Земли» (Виктория Трифонова), Фестиваля французского кино (Олег Горяинов) и анонсом фестиваля документальных фильмов о музыке и современной культуре.

В «Культурологических штудиях» – «road movie» кандидата философских наук Елены Шлиенковой «ВолгаКама. Энергия Большой Реки»: «Перемещение в пространстве с малой точкой опоры по отношению к его глубине – абсолютное ощущение погружения. Ты остаешься относительно неподвижным, а вокруг всё медленно смещается, уплывает и растворяется в завесе дождя, тумана и временно́й воронки. Два параллельных мира в единой линии горизонта. Множественные планы и бесконечный поток воды».

«Загадка этничности и «Украiньский ярмарок» – отчет о сельском празднике Наталии Старковой – основная публикация на традиционной полосе «Разные – не чужие», посвященной этно-культурной тематике.

«Человек культуры» обозреваемого номера – Иван Еремеевич Комиссаров, большая ретроспективная выставка которого только что завершилась в галерее «Виктория». «Красота и восторг как необходимость существования художника» – статья Валентины Черновой об этом удивительном художнике: «Всю жизнь он прожил в Поволжье, а на Интернет-страницах обозначен как представитель владимирской школы живописи. Биографическая информация о мастере невероятно скудная, да и ровесников почти не осталось, так что данная выставка стала поводом проследить жизненный путь человека и художника».

Создатель многогранного «самарского текста» профессор Сергей Голубков свой очередной материал «Фотолента нашей памяти, или Самара как «затерянный мир» посвятил «второму тому» иллюстрированного исследования города «Невиданная Самара: Альбом фотографий и открыток о городе Самаре и реке Волге», вышедшего из-под пера Владимира Самарцева, режиссера телевидения и краеведа по совместительству, в организованной им «Артели «Бурлак».

Путешествие в Сочи, впечатления от грядущей Олимпиады и презентация газеты «Культура» на фестивале журналистов «Вся Россия 2013» стали материалом для моей публикации «Направо? Налево? Прямо? На месте?»: «Власть поддерживает существование политических СМИ любой направленности – от лояльных себе до оппозиционных. Объяснить это не сложно: управлять «политическим животным» легче, чем «животным», вздумавшим озаботиться смыслами вещей более важных, чем борьба за обладание властью. Легче, потому что оголтелого террориста можно перековать в верного полицмейстера, а философа – практически невозможно».

Завершает номер – традиционная колонка «О языке» Татьяны Романовой, на этот раз посвященная сленгу, а также афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

Tags: Газета Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments